Кузов
кузов Победы Победовский кузов - предмет знаменательный безусловно не только с технической точки зрения, но и как произведение искусства. Он совмещает в себе самобытный дизайн, опередивший свое время и даже ставший вневременным и множество блестящих конструктивных решений.
Несмотря на то, что при проектировании кузова продувок в аэродинамической трубе так и не состоялось, конструкторы интуитивно выбрали весьма обтекаемый силуэт, что и дало возможность крупной и тяжелой машине с относительно слабым двигателем разгоняться до высоких скоростей. Потом, по результатам продувок макета Победы был установлен коэффициент аэродинамического сопротивления - 0.33! На рисунке слева показаны зоны повышенного давления и зоны разряжения.
аэродинамика кузова Победы Однако, есть у победовской аэродинамической формы и отрицательные стороны. Центр приложения аэродинамических сил находится спереди от центра тяжести автомобиля. При порывах бокового ветка машину резко бросает в подветренную сторону. Особенно это заметно на больших скоростях. Знаете, откуда пошли эти "кили" по обе стороны багажника на Чайке, Кадиллаках и других машинах начала 60-х? Оказывается, сперва у них было сугубо прагматическое предназначение - уравнять аэродинамику машины, сбалансировав длинный капот, под которым прятался могучий двигатель, кормой с большой парусностью. Потом это уже прижилось как эффектный дизайнерский прием, подчеркивающий динамичность форм. Как на 412-м Москвиче. А вот Победе, иногда в этом убеждаюсь, такие кили действительно не помешали бы. И еще, к вопросу о аэродинамике: можно заметить, что в профиль Победа напоминает профиль крыла самолета. И вспоминаешь об этом, когда выходишь на "взлетную" скорость. Для Победы это 90 и выше. Особенно при встречном ветре, передок стремится подняться, руль становится вялым, но машина начинает очень чутко реагировать на боковой ветер, а уж если установлен волговский мотор (в полтора раза мощнее и в полтора раза легче) - можно даже заметить как капот приподнимается.
багажник Победы
багажник, вид из салона
окно назад
Конструктивно кузов выполнен в виде единой сварной конструкции с небольшим подрамником в передней части для двигателя и поперечной балки подвески. Заметную часть нагрузки несет мощный пол, изготовленный из толстого стального листа с тоннелем карданного вала по продольной оси и коробами порогов по бокам. В задней части кузова имеется багажник. Он не очень больной, но если вспомнить, что на эмке его не было вовсе, а в багажник Москвича 400 можно было проникнуть, только откинув спинку заднего сиденья, наличие и такого багажника в Победе было большим прогрессом. И не так важно, что заметную часть багажника занимала нехилая шестнадцатидюймовая запаска, ведь ее при необходимости можно было вынуть, положить на верхний багажник, наконец, подвесить снаружи, как это нередко делали поляки на Варшавах. А если же машина на волговской резине, то она (запаска) лезет в багажник вертикально и места заметно прибавляется. Кроме запаски в багажнике лежит еще комплект шоферского инструмента. Когда Победы пошли на экспорт, один западный автомобильный журнал писал, что "к русским машинам прилагается столько инструмента, что им можно и отремонтировать прокатный стан и сделать аборт". Все это, и инструмент и запаска лежит в багажнике на нижней полке. Верхняя для багажа пассажиров.
В Победе имеется возможность проникать в багажник из салона. Этим очень удобно можно воспользоваться, если разложить спинку переднего сиденья, снять спинку заднего, и тогда открывается сплошное горизонтальное пространство от приборной доски и до крышки багажника. Помещаются даже очень рослые люди. В Волге, где за спинкой заднего сиденья наварено перекрестье подкосов, так не получится. Багажник освещается фонариком в 1 свечу. Он включается автоматически при поднятии крышки (срабатывает выключатель с шариком из ртути) и если включены габариты. Крышка багажника довольно тяжелая, и поднимать ее приходится вручную, торсионов, как это сейчас модно, компенсирующих вес крышки, не предусмотрено. В поднятом положении крышка удерживается телескопическим подкосом с механизмом фиксации. Петли багажника - не самое надежное в машине место. Они из силумина (или чего-то похожего, хрупкого). После первых 30-40 лет эксплуатации ломаются, особенно левая, со стороны подпорки. Подпорка крепится близко к петле, у увесистой крышки получается большой рычаг, ну и нагрузка на петлю соответствующая. Часто и подпорку, и петли заменяют, и иногда это приводит к образованию щели в верхней части проема. Вообще, попадание воды в багажник через эту щель - нередкое для Побед явление.
Обзор. То, что он оставляет желать лучшего, это понятно. Особенно назад. Заднее стекло маленькое, а зачастую еще и волнистое. Заднее стекло Победы - первое гнутое стекло из сталинита, выпущенное советским автопромом. Брак случался. Естественно, у стекла никакого штатного обогрева. Как-то раз мне влетели в зад, и после этого я решил поставить дополнительные стопаки, безопасность дороже. Уродовать внешний вид машины не хотелось, и был поставлен довольно внушительного вида стопак на полку за заднее стекло. Зимой стекло хронически не размораживалось, и вскоре к стопаку присоседилась спиралька для обогрева на присосках. Опять же в целях улучшения обзора. Все. Этого оказалось достаточно, чтобы в салонное зеркало заднего вида я наблюдал только их, и ничего больше. Так что о том, что происходит сзади приходится судить лишь по левому боковому зеркалу.
Сиденья. Диванного типа. Неоспоримый плюс - передний диван имеет регулировку, может перемещаться сантиметров на 10-15 вперед-назад. По тем временам это роскошь. Диваны очень мягкие. Пока машина стоит, идеально. Особенно на природе, если разложить... Зато при движении впечатление двоякое: очень уж мягко. Машина трамвайные рельсы миновала, качнулась и дальше поплыла. А пассажиры после этого еще какое-то время подскоки по инерции на мягком диване совершают. Ну и в поворотах на соседа валятся - поддержки боковой нет.
кузов победы без навесного железа
подкос (должен быть надежно прикручен)
кузов Победы в сборе
Печка. Обратная сиденьям картина. Пока машина едет, ее наличие еще слегка чувствуется, как остановился - все, ее нет. Подача воздуха осуществляется только за счет набегающего потока. (Лючок перед лобовым стеклом.) Радиатор печки из толстенных трубок, теплообмен не ахти какой. Вентилятор в печке есть только для обдува передних стекол. В лютые петербургские морозы он способен очистить от льда почти половину лобового стекла.
Довольно слабые у машины желобки для воды. Большой груз на верхнем багажнике не выдерживают. Но это и понятно: машина задумывалась для профессоров и генералов, и перевозка досок на крыше видимо не входила в их планы.
Бампера в машине из очень, действительно очень толстой стали. При незначительных столкновениях это спасает. Но если уж помять бампер, то его только под замену. Сталь такой толщины без нагрева выпрямить в гаражных условиях нереально. А нагрев - конец хромировке.
Как уже упоминалось, в среднем на машину уходило 10-15 кг припоя. С одной стороны это хорошо, полуда - лучшее средство от коррозии. Но есть и обратная сторона медали: Если нанесен толстый слой припоя, то от времени и низких температур он начинает крошиться (т.н. оловянная чума). Не совсем ясно также с образуемыми электролитическими пАрами сталь-олово. Возникают проблемы и при газосварке. Случается, что при нагреве участка начинает сползать большая область - плавится олово.
В кузове Победы есть одно ответственное место - там где подкосы рамы болтами крепятся к кузову. Эти болты должны всегда быть очень туго затянуты. В противном случае быстро расшатывается кузов. Если книзу расходится щель между передним крылом и передней дверью - верный признак того, что хозяин Победы этим правилом пренебрегает. Еще подобное важное для сохранения прочности конструкции место - трубчатая перекладина, стягивающая левое и правое крылья. Если снять кожушок перед радиатором, к нему еще изнутри сигналы прикручены, так вот если его снять, то под ним должна быть эта перекладина. При ее отсутствии крылья как бы расходятся в стороны, и со временем образуется заметная щель между капотом и передними крыльями.
В конструкции победовского кузова навесные элементы крепятся на болтах. Удобно менять крылья.



Случайное фото:
Средняя цена «Победы» сегодня
354 000 руб.
(количество предложений: 11)
Страница подготовлена по материалам:
[17] [10] [18] [19] [13] [20]
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»