К осмотру автомобилей 19 июня 1945 года.

Товарищ Сталин сначала подошёл к автомобилю ЗИС–110. После краткого осмотра этой машины, товарищ Сталин направился к стоявшим рядом образцам М–20 и спросил: “Какие это машины?” Тов. Акопов ответил, что это образцы Горьковского завода,предлагаемые вместо М–1.

Первое впечатление от М–20 у товарища Сталина было отрицательное. “Вы конкурируете с ЗИС–110. Вы тянетесь за ЗИС–110, малолитражка будет тянуться за Вами,такая конкуренция недопустима”.

Товарищ Сталин открыл дверцу и сел на заднее сидение М–20 с 6-кой.
Я пытался разъяснить, что машина наша не будет дороже М–1, но товарищ Сталин остался при своём мнении.
Товарищ Сталин высказал сомнение — нужны ли нам 3 типа легковых автомобилей и нельзя ли обойтись только ЗИС–110 и малолитражкой.

Тов. Акопов ответил, что машина среднего класса нам все же нужна. Затем товарищ Сталин перешёл к осмотру двух машин Форда (выпуска 1939 и 1942 г.). Осмотрев их он снова направился к М–20, задав вопрос о числе цилиндров у ЗИС–110, М–20 и малолитражки. Узнав, что один образец М–20 0 6-ти цил. двигателем, а другой о 4-х цилиндровым товарищ Сталин спросил “Что же Вы предлагаете?”. Тов. Акопов ответил, что предлагается машина с 6-кой.
Товарищ Сталин снова указал, что это слишком близко к ЗИС–110. Тогда я обратил его внимание, что М–20 на целую тонну легче ЗИС–110 и что с 4-х цилиндровым двигателем машина очень экономична, т.к. мотор очень удачной конструкции.
На пути из Горького в Москву расход бензина был только 10 литр. на 100 км пути.
“Это другое дело, такую конструкцию я признаю”, сказал товарищ Сталин.
…“Какой это мотор, ведь четверка у вас всегда была?”
Я ответил, что это совершенно новый мотор.
“Откуда взята его конструкция?”
Мы сделали её сами на основе большого опыта, накопленного при работе с двигателем для танков. Я добавил, что двигатель Доджа его первоначальном виде на танках и самоходках работал ненадёжно и что нам пришлось в нём очень многое изменить.
Товарищ Сталин сказал,что он это знает. Затем товарищ Сталин спросил меня:
…“Машину испытывали?”
Я ответил, что машины прошли по 7.000 км.

Товарищ Сталин открыл дверцу М–20 с 4-кой, осмотрел внутренность машины и перешёл к образцам Форда. Осматривая последние, он видимо сравнивал их с М–20.
“Надо принять машину с 4-кой, машина хорошая” и спросил мнение тов. Молотова. Товарищ Молотов подтвердил, что машина хорошая. Кто-то спросил товарища Сталина, почему он остановился на 4-ке?
…“Проще и дешевле” — был ответ; товарищ Сталин предложил открыть капоты и осмотрел оба двигателя (4-х и 6-ти цилиндровые). Отходя от образцов М–20 товарищ Сталин ещё раз сказал: “Принять машину с 4-кой, машина хорошая, в дальнейшем она может быть вытеснит малолитражку”.

Машина прошла так, как она была задумана. Мы этим вправе гордиться. Тов. Лоскутов обратился к тов. Сталину с просьбой разрешить выпустить первые 1500–2000 М–20 с 6-кой, т.к. шасси и кузов машины на заводе будут подготовлены скорее, чем новый 4-х цилиндровый мотор.
Товарищ Сталин сначала было дал согласие на выпуск 1500 автомобилей с 6-кой, но после возражения тов. Вознесенского сказал: “Принять с 4-кой без всяких исключений”.
Мне был задан вопрос: “Есть ли в 4-х цилиндровом моторе резервы?” Я ответил,что мощность может быть увеличена только за счёт повышения степени сжатия, но для этого нужен высокооктановый бензин. Товарищ Сталин указал, что сейчас это неприемлемо и что надо применять возможно белее грубый бензин.
Тов. Молотов спросил: годится ли М–20 для работы в районах? Тов. Лоскутов ответил, что годится. Я заметил, что М–20 для районов подходит мало и что для этих целей надо выпускать машину типа Виллиса или ГАЗ–67.
Тов. Молотов обратил внимание на разные мнения по этому вопросу у директора и конструктора.
Товарищ Сталин заметил, что конструктор говорит так, как дело обстоит, а у директора есть, по-видимому, иные соображения, и что с машины неправильно спрашивать,чтобы она ходила по любой грязи.
В связи с этим вопросом товарищ Сталин рассказал,что на Амуре раз в 30 лет бывает мелководье и что у нас додумались строить все суда из расчёта на это мелководье. Это, безусловно, неправильно. Также и с автомобилями — дороги не всегда грязные. Для районов надо строить советские Виллисы,а для особой грязи давать мотоциклы. При разговоре о кузовах для ГАЗ–67 товарищ Сталин указал, что нельзя выполнять все требования всех заказчиков, так как можно очень легко испортить машину. Товарищ Сталин при этом рассказал следующий пример из авиационной практики: один из заводов охотно принимал все требования и пожелания лётчиков. В результате вес самолёта возрос на 0,5 тн. и самолёт потерял свои качества. Пришлось наросты с самолёта сбросить и запретить конструкторам принимать требования лётчиков, хотя бы они и казались на первый взгляд разумными. “Посылайте недовольных к нам” — добавил товарищ Сталин, “мы их успокоим”.

Тов. Молотов спросил: “почему у машины сделан тупой перед”.
Ответ: "такова современная тенденция, последние образцы в США так сделаны все. Это уменьшает лобовое сопротивление и упрощает конструкцию.
Сейчас нам это несколько режет глаз, т.к. мы ещё не привыкли.
Товарищ Сталин дал согласие на возобновление выпуска М–1 до освоения М–20.
Товарищ Сталин дал согласие присвоить М–20 название «Победа».
Товарищ Сталин указал, что малолитражка по цене должна быть доступной для рабочих и служащих, не говоря уже об инженерах. При осмотре ГАЗ–63 товарищ Сталин сказал, что вопрос о тягачах должен быть предметом особого рассмотрения. Интересовался, какие тягачи возят различные системы. В частности, чем буксируется пушка 100 мм. Мне лично кажется, что при рассмотрении вопроса о тягачах очень остро будет поставлен вопрос, ем заменить Студебекеров, т.к. эта машина сейчас является основным арттягачём. Такой тягач может быть создан на базе двигателя ЗИС и мостов ГАЗ–63.

Рассказ об осмотре
стр. 1.
Следующая страница
стр. 2.
Документ для отчета
стр. 3.
Последняя страница
стр. 4.





Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[267]