Победа - прототип ЗИМа

Победа - прототип ЗИМа


В 1948 году было принято решение о создании новой машины, занявшей бы промежуточное место между Победой и ЗИС-110. Как тогда было принято, работы начали в сильной спешке - на на проектирование автомобиля и налаживание серийного производства Сталин отвел всего 29 месяцев. В качестве силового агрегата конструкторы располагали форсированной до 90-95 л.с. версией двигателя ГАЗ-51, что было явно мало для машины такого класса. Единственным выходом было радикально сэкономить на весе, отказавшись от традиционной для таких крупных машин рамы. Так ЗИМ стал первой в мире машиной с тремя рядами сидений, обладавшей несущим кузовом. А в условиях дефицита времени разумным решением стало максимальное использование узлов и механизмов уже выпускающихся для других машин. Для исследования совместной работы вновь создаваемых узлов и деталей был выпущен первый прототип ЗИМа, который представлял собой по сути Победу - стреч. Кузов Победы был удлинен пятидесятисантиметровой вставкой. На фото запечатлен момент монтирования "пятого колеса", предназначенного для регистрации динамических характеристик прототипа.
Вот что писал об этой машине журнал "Автомобильная и тракторная промышленность", ноябрьский номер за 1950 год, статья "Создание автомобиля «ЗиМ»":

Победа-стреч
Победа-стреч
Победа-стреч
Создание современного автомобиля требует высокой квалификации специалистов в совершенстве владеющих методами конструирования, расчета, исследования и испытания машин, обладающих хорошо оборудованными, мощными проектными бюро, лабораториями и мастерскими, и работающих в тесной связи и постоянной общении с персоналом, организующим и подготовляющим поточное производство автомобиля в цехах завоза.
Коллектив Горьковского автозавода им. Молотова уже создал отличные модели легковых и грузовых автомобилей (ГАЗ М-20 "Победа", ГАЗ-51, ГАЗ-63 и др.). Накопленный работниками завода опыт позволил успешно выполнить на этом заводе работы но созданию нового легкового автомобиля марки ЗИМ.
Хорошо организованное проектное бюро и процессе разработки конструкции делает эскизы и проверяет модели, изготовляемые в масштабе в соответствии с техническим заданием, выбирает лучшие формы компоновки и основные параметры автомобиля. Проверка удобства размещения пассажиров и внешнего вида автомобиля производится на макетах из дерева и гипса в натуральную величину.
В проектировании и испытании отдельных узлов автомобиля участвуют научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Так, например, проверку радиатора и других узлов автомобиля в аэродинамической трубе проводят ученые Горьковского Политехнического института.
Наиболее ответственные узлы автомобиля (кузов, двигатель и др.) для нахождения лучшего решения изготовляются в различных конструктивных вариантах и отдельно испытываются в лабораториях завода.
Тщательные испытания жесткости удлиненного кузова и пола автомобиля "Победа" на стенде позволили создать большой жесткости и малого веса несущий кузов для автомобиля ЗИМ.
Многочисленные и разносторонние исследования влияний конструкции впускной трубы, карбюратора, а также степени сжатия двигателя автомобиля ГАЗ-51 выявили решения по его усовершенствованию для автомобиля ЗИМ. Мощность двигателя увеличена с 80 л. с. (без регулятора) до 95 л. с.; обеспечена работа на автомобильном бензине обычного пользования и высокие показатели износостойкости двигателя. Испытания форсированного двигателя ГАЗ-51 производились в экспериментальном цехе завода. Созданные, таким образом, модели неоднократно подвергаются коллективному обсуждению конструкторов, технологов и руководителей завода, и рассматриваются ответственными сотрудниками и руководителями Министерства автомобильной и тракторной промышленности. Для лучшей проверки каждого из узлов автомобиля ЗИМ за те короткие сроки, которые были отведены для его создания, узлы предварительно испытывались на нескольких экземплярах удлиненного автомобиля "Победа". Так проверили прочность и жесткость несущего кузова, надежность гидромуфты гипоидной передачи в заднем моcте, достаточность запаса мощности двигателя.


Создание автомобиля ЗИМ завершено изготовлением опытных образцов и всесторонним, длительным испытанием их.
Для того, чтобы определить скорость движения, динамику автомобиля на прямом пути и на подъемах, расход топлива двигателем, надежность торможения на длительных и крутых спусках, тепловой режим двигателя, гидромуфты и других агрегатов, маневренность автомобиля, комфортабельность кузова и подвески, шумоизоляцию, отопление и вентиляцию помещении для пассажиров, прочность и износостойкость всех деталей автомобиля, дорожные испытания проведены в различных районах Советского Союза, в разных климатических, дорожных условиях и часто при специально созданных тяжелых условиях работы.
Автомобили испытывались летом и зимой, на хороших шоссе и в городе, на трудно проходимых грязных и выбитых дорогах, в горах Кавказа и Крыма, при преодолении речного (до 1 км длиной) брода и на пыльных проселках.
Пробеги произведены летом, скоростной по маршруту Горький - Москва - Минск и обратно, осенью по шоссейным и грунтовым дорогам маршрута Горький - Ульяновск - Горький, зимой по заснеженным дорогам, при низкой температуре по маршруту Горький - Москва - Харьков и обратно, наконец, заключительный, большой летом 1950 г. по маршруту Горький - Москва - Минск - Симферополь - Керчь - Батуми - Тбилиси - Кисловодск - Ростов - Москва - Горький.
Пробеги показали высокие эксплоатационные качества и комфортабельность автомобиля ЗИМ.
С октября с. г. легковой автомобиль ЗИМ выпускается в массовых количествах Горьковским автозаводом им. Молотова.

Так что удлиненная Победа в какой-то мере послужила прообразом ЗиМа. К слову сказать, история автомобильных "франкенштейнов" не окончилась на "Победе-ЗИМ". Спустя несколько лет в учреждения стала поступать новинка ГАЗа - автомобиль ГАЗ-13 "Чайка". Однако, к тому времени у номенклатуры уже выстроился строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен ЗИМ, то ездить на Чайке было очень неосмотрительно. Но хотелось. Выход нашли смекалистые военные - на одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия Чаек с кузовным железом от ЗИМов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. В народе этот гибрид получил название "ослобык".

производство Победы и ЗИМа




Случайное фото:
Средняя цена «Победы» сегодня
354 000 руб.
(количество предложений: 11)
Страница подготовлена по материалам:
[9] [17] [213] [261] [213]
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»