← начало статьи окончание статьи →

Уступи лыжню!
В 1964 году сани Север-2 были сняты с эксплуатации. Их место заняли Ка–30. Они были вагонной компоновки, сделаны уже по авиационным технологиям, хотя и с применением узлов рафика и грузовика ЗИЛ, а вот двигатель на них стоял тот же, что и на Севере. Для эксплуатации летом эти аэросани оснащались поплавками. Конечно, Ка-30 были и прочнее и вместительнее Севера и прослужили до 90-х годов.


sever x-ray
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Ходовая масса, макс., кг2350
ДвигательАИ-14РС
Мощность двигателя, л.с.260
Диаметр винта, м2,7
Коммерческая нагрузка, кг500
Макс. скорость, км/ч60
Продолжительность хода, ч5
Дальность хода, км360
 
Я стою на асфальте, ноги в лыжи обуты…
Вести, РТР
Вести, РТР
о восстановлении аэросаней Север-2
240×180, asf, 15 сек. 327kb.
Ныне один экземпляр аэросаней “Север-2” хранится в авиамузее в подмосковном Монино. Группа энтузиастов решила привести его в минимально-приличное состояние. О реставрации, конечно, говорить не приходится из-за отсутствия финансирования этого проекта. Сани из Монино определенно отличаются от серийных саней, хотя бы тем, что лыжи на них заменены на колесное шасси, вероятно, для испытаний летом. Имеются и другие переделки, свидетельствующие о том, что это скорее экспериментальная конструкция, чем серийно изготовленный аппарат. Хотя данный экземпляр частично разукомплектован и не дает полного представления об серийных “Северах”, машина, несомненно, представляет большой интерес. Человек, который представился как Влад, участвовавший в работах в Монино, прислал несколько последующих далее фотографий и в двух словах рассказал о санях.



По фотографиям хорошо заметно, что в машине очень многое от авиации – кроме стоек шасси, еще пневматики, штуцер запитки воздухом, расходный бачок (литра на три), шина подключения внешнего питания и т.д. Даже замки лючков в точности такие же, как и на вертолетах.
Передняя подвеска по сути является победовской, только балка удлинена для доведения колеи передних колес до задних. И, разумеется, усилена. Кожухи передней подвески сняты, на крыльях остались отверстия для их крепления. На машине установлены пневматики от какой-то авиационной техники. Лыжи лежали а ангаре неподалеку. Под крыльями виднеются бензобаки, выкрашенные, по авиационной традиции, в желтый цвет.
Задняя подвеска отчасти оригинальная, ее стойки конструктивно связаны с моторамой двигателя. Вес двигателя по автомобильным меркам не очень большой — порядка 250 кг. Но высокий центр тяжести и реактивный момент от винта заставили сделать колею саней довольно широкой.
Аэросани оборудованы автомобильными фарами. На монинском экземпляре они уже современные, явно более позднего выпуска, чем сани. Прожектор на крыше вообще не автомобильного типа.
Салон разделен на 2 части перегородкой, можно сказать — кузов лимузин.
Тормозов на аэросанях нет. Имеется единственная педаль — газ.
На рулевой колонке справа находится рычаг с углом хода где-то градусов 20–25 — шаг винта.
Регулировка бесступенчатая, а стопор — трещотка на зубчатом сегменте (грубо говоря, как на ручнике, но только трещит в обе стороны), Плюс трос тоже создает сопротивление, поэтому чтобы изменить шаг, надо приложить усилие килограмма в 3.
На рычаге управления шагом винта укреплена кнопка. По всей вероятности, она дублирует тумблер реверса винта. Более логичное расположение, чем на левой панели, среди тумблеров освещения и отопления.
Всё управление тросовое. Тросы проложены по полу, рядом с тоннелем кардана. А в самом тоннеле вместо кардана сделана вентиляция — отвод тепла от двигателя. Дополнительной печки на монинских аэросанях нет, но вообще говоря, на Север-2 она ставилась.
Рулевое управление без усилителя, но с понижающим редуктором — требуется где-то 10–15 полных оборотов руля для поворота колес на 15–20 градусов. После того, как руль отпущен, он делает 4–5 оборотов назад.
Сиденья представляют собой мягкие подушки, обшитые дерматином, которые вставляются в поддоны.

← начало статьи окончание статьи →




Случайное фото:
Смотри также:
Модель аэросаней
Страница подготовлена по материалам:
[39] [40] [41] [42] [43] [36] [90] [92] [173] [250] [251] [252] [184] [253] [254]