Рис.1 Кривая упругости паров газа
Рис.1 Кривая упругости паров газа
Рис.2 Схема расположения газовой аппаратуры на автомобиле Победа
Рис.2 Схема расположения газовой аппаратуры на автомобиле Победа
1 - баллон; 2 - контрольно-предохранительный клапан; 3 - расходный вентиль; 4 - наполнительный клапан; 5 - магистральный вентиль; 6 - водяной испаритель; 7 - газовый редуктор; 8 - карбюратор-смеситель; 9 - вспомогательный испаритель
Рис.3 Расположение баллона в багажнике
Рис.3 Расположение баллона в багажнике
Рис.4 Контрольно-предохранительный клапан и Рис.5 Газовый редуктор для сжиженного газа
Рис.4 Контрольно-предохранительный клапан
1 - корпус; 2 - клапан; 3 - пружина; 4 - колпачок; 5 - шарик; 6 - винт прижимной; 7 - фиксатор

Рис.5 Газовый редуктор для сжиженного газа
1 - штуцер клапана; 2 - регулировочная пружина диафрагмы; 3 - рычажное устройство; 4 - винт; 5 - корпус редуктора; 6 - патрубок выходной; 7 - пусковое устройство; 8 - крышка редуктора; 9 - диафрагма; 10 - вспомогательный испаритель
Рис.6 Карбюратор-cмеситель
Рис.6 Карбюратор-смеситель
1 - вкладыш; 2 - вспомогательный диффузор; 3 - форсунка; 4 - штуцер подвода газа; 5 - канал холостого хода
На Горьковском автозаводе им. Молотова еще до Великой Отечественной войны начали использовать сжиженный газ в качестве топлива для автомобилей. Во время войны перевод автомобилей на сжиженный газ стал осуществляться в широких размерах. Сотни грузовых и легковых автомобилей, автобусов и тягачей автозавода были переоборудованы для работы на сжиженном газе и успешно эксплуатировались.
При помощи автозавода многие крупные автохозяйства города Горького и области также стали широко использовать этот вид топлива.
При помощи автозавода была смонтирована газонаполнительная станция, изготовлены цистерны для сжиженного газа (стационарные и автомобильные), тысячи баллонов, газовая аппаратура, вентили и прочая арматура. Сжиженный газ, применяемый на автозаводе им. Молотова, состоит главным образом из непредельных углеводородов жирного ряда: пропилена, бутилена и амилена. Примерный объемный химический состав газа следующий: бутилена - 70-80%, пропилена - 3%, амилена - 10-15%, бензола и смолистых примесей - 10-12%.
На рис.1 представлена кривая упругости паров этого газа. Малая упругость паров создает затруднения с подачей газа из баллонов к двигателю при низких температурах. Поэтому в зимнее время в баллонах приходится поддерживать повышенное давление при помощи нейтрального газа (азот) или прибегать к обогреву баллонов отработавшими выхлопными газами двигателя.
По весовой теплотворной способности сжиженный газ не уступает бензину и имеет более высокое октановое число. Мощность двигателя при переводе его на сжиженный газ практически не меняется. Двигатель не детонирует и меньше изнашивается, что обеспечивает значительное увеличение межремонтного пробега.
На рис.2 показана схема применяемой автозаводом газовой установки на автомобиле Победа. Баллон 1 с газом располагается в багажнике автомобиля, как показано на рис.3. Арматура баллона - контрольно-предохранительный клапан 2, расходный вентиль 3 и наполнительный клапан 4 - выведены под крыло и изолированы резиновыми прокладками. Расходный вентиль 3 при установке баллона должен находиться в его нижней части.
Жидкий газ из баллона под давлением паров выходит через расходный вентиль 3 (рис.2) и поступает в магистраль. Далее, через магнитный запорный вентиль 5, смонтированный на переднем щитке кузова, газ поступает в водяной испаритель 6. Здесь жидкий газ переходит в парообразное состояние, после чего поступает в газовый редуктор 7, в котором избыточное давление газа снижается до вакуума (10-20 мм водяного столба). Затем, под действием разряжения, создаваемого двигателем, газ направляется к карбюратору-смесителю 8, где смешивается с воздухом. При пуске холодного двигателя в редукторе может оказаться некоторое количество неиспарившейся жидкости. Она будет стекать во вспомогательный испаритель 9, устанавливаемый на выпускном трубопроводе двигателя.

Для контроля наполнения баллона жидким газом не более чем на 90% объема, а также для предотвращения превышения давления газа сверх допустимого, на баллоне установлен контрольно-предохранительный клапан, показанный на рис.4. При заполнении баллона отвертывают винт 6 клапана. Заполнение производят до того момента, пока из баллона не начнет выходить жидкость.
Для заправки баллона сжиженным газом служит наполнительный клапан с большим проходным сечением, автоматически запирающий баллон после окончания заправки. Отбор газа для питания двигателя производится всегда из жидкостного пространства баллона через расходный вентиль с трубкой, доходящей почти до дна баллона. Ввиду низкой упругости газа отбор его из парового пространства баллона не представляется возможным; интенсивное испарение жидкости при большом отборе пара сопровождается охлаждением баллона, вследствие чего упругость газа снижается и подача топлива к двигателю сокращается.
Испаритель газа, устанавливаемый на крыле автомобиля со стороны двигателя, подогревается водой из рубашки двигателя.

На рис. 5 показан газовый редуктор, применяемый на автозаводе. Редуктор отвечает специфическим особенностям горьковского сжиженного газа. Низкая упругость паров позволила применить простую одноступенчатую конструкцию. Наличие в газе тяжелых примесей и смолистых фракций заставило обратить внимание на простоту и надежность конструкции. Работает редуктор следующим образом:
Газ, идущий из баллона проходит фильтр и входит в редуктор через штуцер 1. Когда двигатель не работает, клапан в штуцере закрыт давлением пружины и газа. Во время работы двигателя во внутренней полости редуктора создается разряжение под действием которого диафрагма 9 прогибается и через систему рычагов 3 открывает клапан. Через открытый клапан газ проходит в полость под диафрагму и отсасывается через патрубок 6 в карбюратор-смеситель. При пуске холодного двигателя необходимо обеспечить впуск газа в редуктор, для чего имеется пусковое устройство 7, которым можно пользоваться с места шофера.
Смешение газа с воздухом производится в карбюраторе-смесителе (рис. 6) Для ввода газа в карбюратор на место теплоизолирующей прокладки поставлен вкладыш 1 с газовой форсункой 3. Вспомогательный диффузор 2 служит для обеспечения лучшего отбора газа из форсунки.




Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[44]