рис. 1
Рис. 1. Авторское свидетельство 86642
Если вы хотите продать или выбросить отслуживший свое двигатель от Победы — внимательно осмотрите его номер. В случае, если номер не перебит и лежит в пределах от 20-0045203 до 20-0056152, то возможно, вам крупно повезло. Но обо всем по порядку.

Платина и металлы платиновой группы — палладий, рутений, родий, осмий и иридий давно и широко применяются в технике. Раньше, два века назад, из платины даже пробовали чеканить монеты. Но успеха такие начинания не имели.

У платины низкий коэффициент трения, меньше чем у латуни. У платины отличная износостойкость. Наконец, металлы платиновой группы характеризуются малой химической активностью, коррозионной устойчивостью к минеральным кислотам.
При этом в начале 20 века платина не была драгоценным металлом и стоила намного дешевле, чем сейчас.

Широко известен факт использования палладиевого сплава для изготовления валов для швейных машинок Zinger (не путать с Singer).

В наши дни палладий используют в ювелирном деле. Например, для получения сплава золото-палладий — т. н. «белое золото». Палладий даже в незначительном количестве (1 %) способен резко изменить цвет золота в серебристо-белый.
Кроме того, палладий, рутений, родий, осмий и иридий играют исключительно важную роль в технике — электронике, приборостроении, автоматике, телемеханике, авиа- и ракетостроении и др. Можно с уверенностью сказать, что современная техника немыслима без благородных металлов. Их доля использования в качестве ювелирных изделий весьма скромная. Однако именно в таком качестве чаще всего сталкиваются люди с благородными металлами.

рис. 2
Рис. 2. Газета Правда
Недавно в архивах Горьковского автозавода было обнаружено авторское свидетельство за номером 86642. В нем обстоятельно доказывается привлекательность применения палладиевых сплавов для деталей машин и механизмов. В частности, износ валов и подшипников скольжения уменьшается более чем на 45% относительно аналогичных стальных деталей. А время работы в условиях отсутствия смазки до полного выхода пары трения из строя увеличивается почти в 8 раз!

Полезными оказались и химические свойства палладиевых сплавов. Распространенные в ту пору масла кислотной очистки (такие как АКп-5 и АКп-9,5) приводили к заметной коррозии стальных деталей. Палладий же абсолютно не подвергался воздействию серной кислоты!
В 1950 году на Горьковском Автомобильном Заводе решили изготовить пробную партию двигателей с распределительными валами из сплава палладия. Более месяца сходящие с конвейера машины комплектовались такими распределительными валами. Но после выпуска приблизительно двух тысяч автомобилей рационализаторское предложение признали малоэффективным: валы из стали были все-таки дешевле и технологический процесс по их изготовлению был уже хорошо отлажен. Оставшиеся палладиевые валы пустили в розничную торговую сеть в качестве запчастей, а на конвейер вернули валы из стали.

Заводская многотиражка напечатала заметку "Не повторять ошибок", в которой опыт установки валов признается неудачным, и более того — вредительским! Надо ли говорить, что испытали "рационализаторы", прочитав в газете такую оценку своей инициативе! К счастью, для них все закончилось благополучно.

рис. 3
Рис. 3. Вал из палладиевого сплава.

рис. 4
Рис. 4. Обычный стальной распределительный вал.
Большинство из тех машин, конечно же, не сохранились до наших дней. Но все-таки некоторые экземпляры, возможно, живы и поныне и более того — содержат оригинальные детали.

На рисунке 3 представлен вал из палладиевого сплава. Его стоимость, по нынешним ценам, равняется приблизительно $160.000. На рисунке 4 для сравнения представлен обычный стальной вал. Обратите внимание на отличия этих валов. Определить, из какого сплава сделан вал, в первом приближении, можно и в гаражных условиях, не располагая оборудованием для анализа.

Тщательно обследуйте магнитом весь двигатель, исключая, конечно, места, сделанные из чугуна и алюминия. Особенно тщательно проверьте распределительный вал. Демонтируйте его из двигателя, очистите от маслянистых отложений. Магнит на него должен реагировать слабо или вообще не реагировать. Чем меньше реакция — тем выше стоимость этого вала. Точную стоимость можно узнать только после анализа металла.

Но проверка магнитом не всегда достаточна для определения палладия. Капля концентрированной серной или азотной кислоты на вал — и всё будет ясно: если не палладий — пойдет бурый дым.

Если все же вы решились продать такой двигатель или вал, не торопитесь! Очень большое количество перекупщиков покупают изделия из сплавов с палладием по смехотворным ценам.




Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[249]