5. Тормоза
Основными элементами колодочных колесных тормозов являются: радиус тормозного барабана R; угол β0 обхвата тормозной накладки; угол β1 расположения накладки относительно оси тормоза; расстояния а и с от центра тормозного барабана до центра опоры колодок и центра тормозного кулака или до оси тормозного цилиндра; размеры накладки: рабочая длина l и ширина b (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные размеры тормозов
Параметры приведены в табл. 5.1.
Износоустойчивость тормозных накладок можно оценивать по значениям удельной работы трения, т.е. работы трения, приходящейся на 1 см2 поверхности тормозной накладки, при торможении автомобиля.
Удельная работа трения определена по формуле:
L = ( Ma v2 ) / ( 2 F ), кгм/см2
где Мa - масса автомобиля в кгсек2/м
F - суммарная рабочая поверхность накладок тормозов в см2
v - скорость движения автомобиля в м/сек.
При подсчетах удельной работы трения было принято, что она распределяется равномерно по всем тормозным накладкам.
Для обоснования выбора величины поверхности тормозных накладок в табл. 5.1 приведены значения удельного веса GТ в кг/см2. Для тормозов, расположенных в передних и задних колесах, этот параметр определен путем деления полного веса автомобиля, приходящегося на передние и задние колеса, на суммарную поверхность накладок соответствующих тормозов. Для трансмиссионного тормоза и тормозов, расположенных только в задних колесах (ручной тормоз легковых автомобилей), было взято отношение полного веса автомобиля к суммарной поверхности накладок тормозов.
Механизм привода тормозов характеризуется величиной полного передаточного числа. Полное передаточное число тормозного механизма представляет собой отношение тормозной силы PТ, возникающей между колесом и дорогой при торможении, к силе Q, приложенной к тормозной педали или рычагу
iТ = PТ / Q
Передаточное число механического привода ручного тормоза подсчитывают по формуле
i0 = i1i2i3,...ik
где i1 - передаточное число тормозного рычага;
i2,i3 и т. д. - передаточные числа промежуточных рычагов;
ik - передаточное число разжимного рычага колодок.
Передаточные числа ручного рычага, уравнителя и всех промежуточных рычагов определяют как отношение их плеч.
Передаточное число тормозного механизма при гидравлическом приводе зависит от соотношения плеч тормозной педали и диаметров главного тормозного цилиндра и тормозных цилиндров колес и может быть подсчитано по формуле
iТ = 2 ip (d')2 (d")2 / D2,
где ip = b/a - передаточное число тормозной педали;
D - диаметр главного тормозного цилиндра;
d' и d" - диаметры тормозных цилиндров передних и задних колес.
Основными элементами колодочных колесных тормозов являются: радиус тормозного барабана R; угол β0 обхвата тормозной накладки; угол β1 расположения накладки относительно оси тормоза; расстояния а и с от центра тормозного барабана до центра опоры колодок и центра тормозного кулака или до оси тормозного цилиндра; размеры накладки: рабочая длина l и ширина b (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Основные размеры тормозов
Параметры приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1.
Колодки | Передняя | Задняя | |
Внутренний диаметр тормозного барабана, мм | 280 | ||
Радиусы накладки в мм | Наружный, Rн | 139.8 | |
Внутренний, Rв | 135 | ||
Расстояние от оси колеса в мм | до центра разжимного устройства a | 111 | |
до опоры колодки c | 110 | ||
Угол обхвата накладки в град. β0 | 131 | 85 | |
Угол расположения накладки в град. β1 | 26 | 50 | |
Размеры накладки в мм | Длина по наружному радиусу, l | 320 | 208 |
Ширина b | 50 | ||
Толщина s | 5 | ||
Расстояние между опорными пальцами в мм, t | 48 | ||
Суммарная поверхность накладок тормозов в см2, F | Передних | 528 | |
задних | 528 | ||
Удельный вес в кг/см2, Gт | Передних тормозов | 1.61 | |
Задних тормозов | 1.87 | ||
Удельная работа трения L, в кгм/см2 | 83 |
Износоустойчивость тормозных накладок можно оценивать по значениям удельной работы трения, т.е. работы трения, приходящейся на 1 см2 поверхности тормозной накладки, при торможении автомобиля.
Удельная работа трения определена по формуле:
где Мa - масса автомобиля в кгсек2/м
F - суммарная рабочая поверхность накладок тормозов в см2
v - скорость движения автомобиля в м/сек.
При подсчетах удельной работы трения было принято, что она распределяется равномерно по всем тормозным накладкам.
Для обоснования выбора величины поверхности тормозных накладок в табл. 5.1 приведены значения удельного веса GТ в кг/см2. Для тормозов, расположенных в передних и задних колесах, этот параметр определен путем деления полного веса автомобиля, приходящегося на передние и задние колеса, на суммарную поверхность накладок соответствующих тормозов. Для трансмиссионного тормоза и тормозов, расположенных только в задних колесах (ручной тормоз легковых автомобилей), было взято отношение полного веса автомобиля к суммарной поверхности накладок тормозов.
Механизм привода тормозов характеризуется величиной полного передаточного числа. Полное передаточное число тормозного механизма представляет собой отношение тормозной силы PТ, возникающей между колесом и дорогой при торможении, к силе Q, приложенной к тормозной педали или рычагу
Передаточное число механического привода ручного тормоза подсчитывают по формуле
где i1 - передаточное число тормозного рычага;
i2,i3 и т. д. - передаточные числа промежуточных рычагов;
ik - передаточное число разжимного рычага колодок.
Передаточные числа ручного рычага, уравнителя и всех промежуточных рычагов определяют как отношение их плеч.
Передаточное число тормозного механизма при гидравлическом приводе зависит от соотношения плеч тормозной педали и диаметров главного тормозного цилиндра и тормозных цилиндров колес и может быть подсчитано по формуле
где ip = b/a - передаточное число тормозной педали;
D - диаметр главного тормозного цилиндра;
d' и d" - диаметры тормозных цилиндров передних и задних колес.