Рассказ об автомобилях марки «Татра» начать наверное стоило бы не с «Татраплана«, а с более ранней модели Татры — T77. Она была представлена мировой общественности 5 марта 1934 года. Это был один из первых автомобилей с аэродинамичным кузовом и задним расположением двигателя (V8) воздушного охлаждения. Массивный автомобиль вмещал шесть пассажиров, имел 4 двери и был необычайно приземист для того времени. Еще одной отличительной чертой его (коих и так было предостаточно), являлось расположение водителя по центру. Эффектный кузов с плавными азродинамичными обводами располагался на шасси, состоявшем из продольной трубы и приваренной к ней подмоторной рамой коробчатого сечения. Аэродинамическое сопротивление было столь мало, что даже относительно слабый 2.97-литровый двигатель легко разгонял Татру до 140 км/ч. Однако, размещение двигателя сзади обуславливало неравномерное распределение веса автомобиля по осям, что отрицательно сказывалось на управляемости и устойчивости.
Производство обеих моделей было очень ограниченным — в период производства, с 1933 по 1938 годы было выпущено всего 105 шт. T77 и 150 T77a, включая опытные экземпляры и прототипы. Следует также отметить, что собирались эти машины вручную, и не существовало двух совершенно одинаковых Татр. А некоторые отличались довольно сильно — например, сдвижной крышей из прорезиненной ткани. Одно время у австрийской фирмы Stoewer были намерения закупить у Татры лицензию на крупносерийное производство 77-й модели, но финансовые трудности не позволили осуществить проект. А тем временем конструкторы работали над устранением главных недостатков Т77 — большого веса и плохой управляемости, как следствие неравномерного распределения веса по осям. Так на кульманах стали прорисовываться контуры следующей модели. Она появилась в 1936 году и получила обозначение Татра 87. На этот раз конструкторы постарались улучшить устойчивость машины, уровняв распределение веса по осям. Прежде всего установили новый, 2,97 — литровый V8 двигатель (рис справа) с алюминиевым блоком, и уменьшили размеры автомобиля (колесная база сократилась с 3150 до 2850 мм.)
В результате всех модернизаций общий вес стал 1370 кг. (сократившись более чем на 400 кг.), а его распределение (38% на переднюю ось и 62% на заднюю) оказалось вполне приемлемым. И не смотря на то, что возрос коэффициент лобового сопротивления (0.36), максимальная скорость даже возросла — новый 75-сильный двигатель позволял автомобилю разгоняться до 160 км/ч. Расход же бензина был одним и самых скромных среди машин этого класса — всего 12-13 л/100 км. И самое главное: кузов новой Татры стал несущим. Татра стоила довольно дорого, и всего до начала 50-х годов было продано 3056 машин этой марки.
В 1938 году, после аннексии Германией части Чехословакии, Татра попала под контроль немцев и вынуждена была выпускать военную технику. Сокращение гражданского производства в первую очередь коснулось именно Татры 97, т. к. она и по внешнему своему виду, и по занимаемому сегменту рынка составляла конкуренцию новому Фольксвагену Фердинанда Порше. Так что жизнь 97-й модели оказалась короткой — было выпущено всего 508 экземпляров.
И в 1946 году появился первый прототип новой Татры — будущий «Татраплан». Несущий кузов, обтекаемых (Cx=0.32) форм, базировавшийся на кузове Татры-97, традиционный для фирмы v-образный двигатель воздушного охлаждения, размещенный в задней части машины. На этот раз четырехцилиндровый, объемом 1952 см3. максимальная скорость в 130 км/ч… До сентября выпустили первые шесть машин, а в 1948 году уже развернули серийное производство. И в 1948 же грянула национализация… Довольно бездарное управление фирмой, перенесение производства (в 1951 году) Татрапланов с заводов Татры на предприятия Шкоды явилось причиной относительной малочисленности (4242 шт.) произведенных Татрапланов. Которые, тем не менее, экспортировались в 17 стран, где пользовались заслуженным успехом.