TATRA LOGO
Tatraplan
Tatra77 Рассказ об автомобилях марки «Татра» начать наверное стоило бы не с «Татраплана«, а с более ранней модели Татры — T77. Она была представлена мировой общественности 5 марта 1934 года. Это был один из первых автомобилей с аэродинамичным кузовом и задним расположением двигателя (V8) воздушного охлаждения. Массивный автомобиль вмещал шесть пассажиров, имел 4 двери и был необычайно приземист для того времени. Еще одной отличительной чертой его (коих и так было предостаточно), являлось расположение водителя по центру. Эффектный кузов с плавными азродинамичными обводами располагался на шасси, состоявшем из продольной трубы и приваренной к ней подмоторной рамой коробчатого сечения. Аэродинамическое сопротивление было столь мало, что даже относительно слабый 2.97-литровый двигатель легко разгонял Татру до 140 км/ч. Однако, размещение двигателя сзади обуславливало неравномерное распределение веса автомобиля по осям, что отрицательно сказывалось на управляемости и устойчивости.

Tatra77a
Tatra77a dorsal fin
Следующая модель Татры — T77a вышла уже в 1935 году и обладала еще большим числом технических новшеств. Например, одной из новинок была центральная фара, которая поворачивалась вслед за рулевым колесом. Вернее, она могла занимать одно из трех фиксированных положений. Увеличив объем двигателя до 3.4 литра, и доведя его мощность до 75 лошадей, удалось повысить максимальную скорость до 150 км/ч. Доработки кузова, оснащенного запоминающимся т. н. “хребтовым плавником” — вертикальным гребнем, расположенном в задней части автомобиля, еще больше снизили лобовое сопротивление — его коэффициент стал равен 0.212. Совершенно фантастическое значение даже для сегодняшних машин.
Производство обеих моделей было очень ограниченным — в период производства, с 1933 по 1938 годы было выпущено всего 105 шт. T77 и 150 T77a, включая опытные экземпляры и прототипы. Следует также отметить, что собирались эти машины вручную, и не существовало двух совершенно одинаковых Татр. А некоторые отличались довольно сильно — например, сдвижной крышей из прорезиненной ткани. Одно время у австрийской фирмы Stoewer были намерения закупить у Татры лицензию на крупносерийное производство 77-й модели, но финансовые трудности не позволили осуществить проект. А тем временем конструкторы работали над устранением главных недостатков Т77 — большого веса и плохой управляемости, как следствие неравномерного распределения веса по осям. Так на кульманах стали прорисовываться контуры следующей модели. Tatra87 Она появилась в 1936 году и получила обозначение Татра 87. На этот раз конструкторы постарались улучшить устойчивость машины, уровняв распределение веса по осям. Прежде двигатель всего установили новый, 2,97 — литровый V8 двигатель (рис справа) с алюминиевым блоком, и уменьшили размеры автомобиля (колесная база сократилась с 3150 до 2850 мм.)
В результате всех модернизаций общий вес стал 1370 кг. (сократившись более чем на 400 кг.), а его распределение (38% на переднюю ось и 62% на заднюю) оказалось вполне приемлемым. И не смотря на то, что возрос коэффициент лобового сопротивления (0.36), максимальная скорость даже возросла — новый 75-сильный двигатель позволял автомобилю разгоняться до 160 км/ч. Расход же бензина был одним и самых скромных среди машин этого класса — всего 12-13 л/100 км. И самое главное: кузов новой Татры стал несущим. Татра стоила довольно дорого, и всего до начала 50-х годов было продано 3056 машин этой марки.

Tatra97
Tatra97
Татра–97, претендовавшая поначалу на звание “народный автомобиль” выглядела как несколько уменьшенная 87-я Татра, отличаясь отсутствием центрального прожектора и цельным лобовым стеклом. Ее четырехцилиндровый двигатель в 1.75 литра развивал 40 л. с., разгоняя машину до 130 км/ч. Столь высокая максимальная скорость при двигателе как у нашего «Запорожца» объяснялась великолепной аэродинамикой, которая конечно была похуже, чем у старшей модели Татры, но все-таки лучшей из машин своего класса.
В 1938 году, после аннексии Германией части Чехословакии, Татра попала под контроль немцев и вынуждена была выпускать военную технику. Сокращение гражданского производства в первую очередь коснулось именно Татры 97, т. к. она и по внешнему своему виду, и по занимаемому сегменту рынка составляла конкуренцию новому Фольксвагену Фердинанда Порше. Так что жизнь 97-й модели оказалась короткой — было выпущено всего 508 экземпляров.
Tatra600
Tatra600
После войны у Татры были невнятные планы: один ведущий инженер сидел за сотрудничество с фашистами, другой уехал на родину, в Австрию. Поначалу хотели возродить выпуск 97-й модели, но она оказалась слишком дорогой в производстве. Для Татры было совершенно необходимо подтвердить свою способность занимать прежний сегмент автомобильного рынка, несмотря на все прелести централизованной плановой экономики, установившейся с приходом советов.
И в 1946 году появился первый прототип новой Татры — будущий «Татраплан». Несущий кузов, обтекаемых (Cx=0.32) форм, базировавшийся на кузове Татры-97, традиционный для фирмы v-образный двигатель воздушного охлаждения, размещенный в задней части машины. На этот раз четырехцилиндровый, объемом 1952 см3. максимальная скорость в 130 км/ч… До сентября выпустили первые шесть машин, а в 1948 году уже развернули серийное производство. И в 1948 же грянула национализация… Довольно бездарное управление фирмой, перенесение производства (в 1951 году) Татрапланов с заводов Татры на предприятия Шкоды явилось причиной относительной малочисленности (4242 шт.) произведенных Татрапланов. Которые, тем не менее, экспортировались в 17 стран, где пользовались заслуженным успехом.





Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[60] [61] [9]