← начало статьи | Сканы стр. 1 2 3 4 5 |
Парадный фаэтон
В 1947 г. в Броннице был разработан автомобиль для проведения парадов и смотров. Здесь же был налажен мелкосерийный выпуск этих машин. В качестве прототипа была выбрана только что выпущенная ГАЗом «Победа». Кузов машины подвергся значительной переделке. Назначение этого автомобиля диктовало свои условия. С машины удалили крышу и боковины, укоротили двери, слегка снизили заднюю часть, а в салоне установили специальный поручень, за который можно было держаться, стоя у заднего сиденья.
…После модернизации конструкция машины была настолько удачной, что многие зарубежные производители стали перенимать нестандартные технические решения «Победы»… |
Аэросани
В нашей необъятной Родине перевозка почты в основном осуществлялась аэросанями НКЛ-16. В середине 50-х годов они свой ресурс выработали. Перспектива вернуться к старому способу доставки мало кого устраивала. Появились новые аэросани «Север». В их изготовлении использовалось множество серийных деталей от «Победы». Кроме кузова были использованы передняя подвеска, рулевое управление, сиденье. «Северы» возили почту в районах, где ранее использование какого-либо транспорта, кроме собачьих упряжек, было невозможно. Маршруты проходили по целинному снегу, торосистому льду в мороз до 45-50 градусов Цельсия. Аэросани работали вдоль Амура, обслуживали поселки по берегам рек Лена, Обь и Печора. Аэросани «Север-2» выполняли регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.
«Северы» возили почту в районах, где ранее использование какого-либо транспорта, кроме собачьих упряжек, было невозможно. «Победа-кабриолет» стал любимым средством передвижения «золотой молодежи» |
«Победа-спорт»
Одним из немаловажных факторов престижа для страны изготовителя было создание спортивных гоночных моделей. Летом 1948 года под Горьким зарубежный рекордно-гоночный автомобиль «Ауто-Унион», рассчитанный на скорость до 400 км. в час, потерпел крушение, в результате которого погибли 18 человек. Советские конструкторы начали работу в другом направлении. У них в распоряжении были серийные советские автомобили: «Победа», ЗИС и ЗИМ. С ними можно было делать всё, что угодно. Не хватает мощности — наращивай двигатель, срезали крыши, не подозревая, что выигрыш в мощности будет потерян за счет ухудшения аэродинамики. К сожалению, скоростные характеристики таких машин были значительно ниже зарубежных аналогов, поэтому стали распространяться ралли на экономичное вождение. 1950 год стал интересен спортивными состязаниями на дистанциях 50, 100, 300 км. на личнокомандное первенство СССР по автомобильному спорту. Машины, учувствовавшие в гонках, были модернизированы самым немыслимым образом. Срезали кузов, удлиняли корпус, убирали задние двери, делали плексигласовые обтекатели на капоте. Лучшим из 43 экипажей оказался испытатель ГАЗа Михаил Метелев (Торпедо — ГАЗ) на «Победе-спорт» №11, снабженной форсированным до 75 л. с. мотором и пониженным двухдверным кузовом с необычными дюралевыми обтекателями спереди и сзади.
Он установил новые всесоюзные рекорды скорости на дистанциях 50, 100 и 300 км, соответственно 159,929 км/час, 161,211 км/час и 145,858 км/час.
«Победа-НАМИ»
Довольно интересной вариацией на тему «Победы» стала разработка дизайнеров из НАМИ (научный автомобильный и автомоторный институт) Ю. Долматовского и Л. Терентьева, которые в 1948 году, пока серийное производство «Побед» было приостановлено, превратили серийный автомобиль в нечто новое с названием «Победа-НАМИ». Машина сохранила очень много технических решений и кузовных элементов серийного образца. Но салон стал более роскошным и получил раздельные передние кресла. В результате высвободилось дополнительное пространство для ног задних пассажиров и появилась возможность немного продвинуть вперед заднее сиденье и переднюю стенку багажника, увеличив объем последнего. Однако, «Победа» потеряла свой узнаваемый облик, неповторимый силуэт. И от идеи новой «Победы» отказались.Вездеход М-72
«…Туристский Автопробег Москва-Владивосток» организован Центральным автомотоклубом. Но участники его хотят не только ознакомиться с восточными областями родной страны, каждый из них имеет свои творческие планы и задачи. Писатель Виктор Урин намеревается создать книгу путевых очерков и стихов о передовых людях шестой пятилетки. Игорь Тихомиров снимает цветной документальный фильм «По дорогам Родины», который явится его дипломной работой… Из Омска «Победа» с выразительной табличкой «Москва-Владивос-ток» направится по маршруту Новосибирск, Томск, Байкал, вдоль Амура через Хабаровск до Владивостока…»
/Омская Правда, 1956 г./
Чтобы воплотить мечту в жизнь, будущим участникам автопробега пришлось обойти не одно государственное учреждение. Потратив много сил и энергии, «команда» добилась-таки своего. Разрешение на автопробег было получено. Автомобиль ГАЗ 72 был выделен по распоряжению министра Автопрома. Была дана директива без проволочек проводить необходимый ремонт и техническое обслуживание. В Миннефтехиме дали документ о беспрепятственной заправке. Картографическое управление выдало комплект карт. А деньги дал Союз писателей СССР, как аванс за еще не написанную книгу. Таким образом, авантюра трех молодых людей стала реальностью и увенчалась головокружительным успехом. Книга вышла, в кинотеатрах крутили фильм об автопробеге. Журнал «За рулем» печатал путевые заметки.
ГАЗ 72 появился в 1955 году. В то время сельское хозяйство испытывало острую нужду в автомобиле, обладающим всеми характеристиками джипа. За основу взяли ГАЗ 69 и «Победу». Узлы и механизмы рессорной подвески были заимствованы из ГАЗ 69, поскольку для разработки новой машины был приглашен главный конструктор ГАЗ 69 — Вассерман. Автомобиль был спроектирован за три дня. Победный кузов был усилен. Естественно, у него были слабые места, например, он оказался слишком тяжеловесным и громоздким. Но по надежности превосходил своих аналогов.
«Победа-универсал»
Из списанных «Побед» в таксопарках и на авторемонтных предприятиях нередко делали фургончики и пикапы. Определенной схемы переделки не существовало, поэтому каждый автомобиль получался уникальным. Именно этой уникальностью и интересны эти переделанные автомобили. Ведь каждый вкладывал в свое детище всего себя, всё самое лучшее.
«Победа-такси»
Модификация М-20А «Победы» начала производиться в 1949 году и предназначалась для работы в такси. С выпуском этой модели Горьковский автозавод становится монопольным производителем «механических извозчиков». Победа-такси отличалась от базовой модели обивкой сидений, наличием таксометра, комплектацией салона.
Аналоги
Мода на «Победу» захватила весь мир. Были спроектированы такие автомобили, как «Кайзер» (1946 г.), «Стэндерт-Вэнгард» (1948 г.) и «Татраплан-600» (1947 г.). Дизайнерские находки «Победы» можно было встретить на «Понтиаке» 1946 г. и «Паккарде-400» 1951 г., «Джоветт Джавелин» 1951 г. Я бы не решился утверждать, что иностранцы просто копировали «Победу». Автомобильный дизайн имеет свойство перетекать от одного производителя к другому. Но столь явных совпадений, да и в таких количествах просто не может быть. Лучше взглянуть на зарубежные образцы повнимательней, тем более, что без них общая картина была бы не полной.
Опель Капитан
Опель Капитан появился в 1939 году. На войне Капитан проявил себя с наилучшей стороны. Офицеры очень любили эту неприхотливую машину. Всем нам он знаком по военным фильмам. Был ли Капитан прототипом «Победы»? Внешне эти два автомобиля разительно отличаются друг от друга. Угадываются только общие автомобильные тенденции того времени. Но всё же некоторые элементы нашли свое применение в «Победе», например, передняя подвеска и рулевой механизм.
Варшава
Весьма интересна история Польской «Победы». В послевоенные годы экономика страны находилась в плачевном состоянии. Для разработки собственного автомобиля средств не хватало, поэтому планировалось сотрудничать с Фиатом. Но планы были нарушены самой историей. В этот период времени разразилась «холодная война» и Сталин категорически запретил общение с враждебным Западом. Но в качестве компенсации Иосиф Виссарионович передал лицензию на изготовление «Победы». Подарил, но не совсем бесплатно. Польша заплатила за документацию и за техническую оснастку. С Польским вариантом «Победы» — Варшавой не все сложилось благополучно с самого начала. В этой истории много тайн, но так или иначе в первый год заводу не удалось выйти даже на 50% своей мощности. Но работы над «Варшавой» велись неустанно. И успехи не заставили себя ждать. Массу машины удалось снизить.
Время сборки снизилось с 250 часов до 219. Развитие «Варшавы» происходило достаточно бурно. Была сделана модификация «Победы» с кузовом седан.
Последняя модель «Варшава 210» по своей сути уже не являлась «Победой». Она больше походила на Фиат. Дело в том, что по прошествии некоторого времени поляки всё же решили возобновить контракт с Фиатом. И после модернизации завода от развития «Варшавы» отказались. На поток был поставлен Фиат 125р (т. е. «Жигули»).
SAAB
Первые СААБы начинкой сильно напоминал DKW. Над первой моделью работало всего 20 человек, причем у большинства даже не было водительских прав. Первый прототип появился на свет в июне 1946 года. СААБ считается образцом безопасного автомобиля. Ремни безопасности появились на нем за два года до закона об обязательном присутствии в автомобиле ремней безопасности. Вентилируемые тормозные диски предложил именно СААБ. Ударопрочные балки в дверях — это тоже СААБ.
«Победа» с успехом экспонировалась на международных выставках и ярмарках. Появившись в нелегкое для страны время, автомобиль стал символом нового времени, новых идей. История «Победы» продолжается и сейчас. Например, в Алматы зарегистрировано 72 «Победы». Некоторые машины находят свое место в коллекциях. Еще до 1971 года Польша продолжала выпускать «Варшаву». А китайские товарищи в 80-х годах выпускали «Победу» для себя. Машина-то, хорошая…
Роман Масленников
← начало статьи | Сканы стр. 1 2 3 4 5 |