Сканы стр. 1 2 3 4 5 | окончание статьи → |
Эпоха «Победы»
Мало кто из ныне живущих сейчас на собственной жизни испытал, что значит это слово «война» и что такое слово — «победа».
И мы снисходительно улыбаемся, когда видим кадры хроники: люди с безумными от счастья глазами готовы целовать каждого встречного — мы победили! И так же снисходительно провожаем глазами автомобиль с таким названием. Но ведь и то, и другое — символы целой эпохи. Но победа в Великой Отечественной войне готовилась очень давно, еще с великой битвы на Волге — первой решающей победой, переломным моментом в этой войне. И как только стало ясно, что победа будет за нами, Горьковский завод им. Молотова получил задание: создать новый народный автомобиль, который должен был бы стать для советских людей, для советского государства символом победы.
«Невелика победа, но пусть будет «Победа»!
И. В. Сталин (19 июня 1944 г.)
Чем объяснить не слишком лестную оценку вождем нового автомобиля? Отцу Народа не понравилось, что, садясь на заднее сиденье, нужно было снимать головной убор: крыша была слишком низкой. (Позже для генералитета была разработана специальная модель). Однако именем своим новый автомобиль был обязан именно Сталину. Ему же он был обязан и четырехцилиндровым двигателем: шестицилиндровый двигатель будет потреблять слишком много дефицитного топлива.
Символическое значение названию машины придало не только время, связанное с величайшим событием в истории Советского государства, но и конкретные победы отечественных конструкторов: электрические указатели поворотов, стоп-сигналы, электрические стеклоочистители. До «Победы» работа дворников была основана на механике или пневматике и зависела от скорости движения автомобиля. Электрические стеклоочистители были новым словом в истории автомобилестроения. А самое главное — у машины была печка! Теперь советский рабочий получал возможность ездить в машине без тулупа и валенок и не брать с собой мешок с солью для очистки стекол. Еще одной приятной мелочью было освещение кабины.
В первом советском автосалоне гражданин страны Советов мог выбрать уже целых три модели: «Москвич 401» (9 тыс. руб.), «Победа» (16 тыс. руб.) и запредельно дорогой ЗИМ (40 тыс. руб.). Именно тогда появилась ироническая эпиграмма С. Я. Маршака, обращенная к товарищам по перу — членам Союза писателей.
Творческий вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИСе длинном,
Просто талант — на «Победе».
А кто не сумел достичь в искусстве
Особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком, как Чехов.
Эти же автомобили можно было взять напрокат в первом салоне автомобильного проката. И проблема ремонта в те времена решалась очень просто: владелец отвозил автомобиль на авторемонтный завод и за символическую сумму получал возможность выбрать другой — из уже отремонтированных.
«Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона «Победы» — способность надежно работать на любых дорогах»… ..на «Победе» не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда машина полностью нагружена».
/журнал «Мотор», Великобритания, 1952 г./
Первая линейка автомобилей
Надо отдать должное Горьковскому заводу им. Молотова. С его конвейера сходили необходимые для фронта минометы, танкетки, броневики, автомобили-разведчики и амфибии и не просто было оторвать от производства человеческие и материальные ресурсы. Но несмотря на тяжелое время, первый прототип увидел свет 6 ноября 1944 года. Сталину показали «Победу» немного раньше — 19 июня. Первая серия автомобилей была несколько сыроватой. Быстро садились задние рессоры, прогибался кузов, глушитель оказался неудачным. Было сложно дышать в автомобиле, проезжая по запыленной дороге. Модернизация производилась прямо во время производства. К сожалению, сегодня не сохранилось ни одной модели первой линейки.
Вторая линейка автомобилей
После модернизации конструкция машины была настолько удачной, что многие зарубежные производители стали перенимать нестандартные технические решения «Победы», а английская фирма «Standart» просто скопировала его.
1955 год ознаменовался выходом новой версии автомобиля. Он был настолько модернизирован и отличался от предыдущих моделей, что ему даже дали другое наименование — ГАЗ 20В. Его внешний вид тоже был улучшен. Согласно тогдашней мировой автомобильной моде изменилась радиаторная решетка. Знак автозавода переместился на свободное место над облицовкой радиатора. Таких машин сохранилось больше всего, и теперь под маркой «Победа» мы понимаем именно его.
Кабриолет
Благодаря «хрущевской» оттепели, в 1995 году был выпушен кабриолет — машина для развлечений. Она стала любимым средством передвижения «золотой молодежи» — детей партийных работников, крупных ученых и деятелей торговли. Эта машина имела множество нововведений, связанных с особенностями конструкции, которые привели к увеличению общего веса, что, естественно, отрицательно сказалось на скорости.
…эта машина характеризуется прочной конструкцией, которая призвана вынести все разнообразие дорожных условий и климата, встречающихся в Советском Союзе…
/автоэнциклопедия Джорджано/
ЗИМ
Автомобили, прототипом которых послужила «Победа», великое множество. В 1948 году было принято решение о создании промежуточного автомобиля между «Победой» и ЗИС 110. ЗИМ был первой машиной с тремя рядами кресел. В этой модели были большей частью использованы серийные узлы и механизмы других автомобилей. Получилась «Победа»-стреч.
Сканы стр. 1 2 3 4 5 | окончание статьи → |