← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4  

В чем секрет комфортабельности «Победы»?
Двинемся дальше. Сравним между собой «М-1», «ГАЗ-11» и «Победу». Двигатель «ГАЗ-11» на 35 сил мощнее двигателя «М-1». Эти силы и дают «ГАЗ-11» преимущество в скорости на 20 километров в час, но они же и увеличивают расход горючего. Горьковские конструкторы в своей послевоенной модели решили получить эти 20 километров, не тратя на это лошадиные силы. Для этого оказалось достаточным придать кузову хорошую обтекаемую форму и сократить его лобовую поверхность.
Конструкторы с успехом решили задачу. Двигатель «Победы» развивает только 50 лошадиных сил — столько же, сколько двигатель «М-1», а скорость «Победы» больше. Возникает еще вопрос: за счет чего достигается снижение расхода топлива у «Победы» по сравнению с «М-1»? Секрет в том, что двигатель «Победы» более совершенен, чем «эмовский», — он в 1,5 раза меньше по рабочему объему, но на каждый литр объема приходится большая мощность (литровая мощность). Таким образом, конструкторы «Победы» добились в своем автомобиле не только дарового увеличения скорости, но еще и уменьшили расход топлива.

Перевозка одной тонны груза обходится на «ЗИС-253» примерно вдвое дешевле, чем на «ЗИС-150», втрое дешевле, чем на «ЗИС-5», и почти в шесть раз дешевле, чем на «АМО-Ф-15».
А в чем секреты комфортабельности «Победы»? Здесь много факторов. Остановимся хотя бы на самых главных. Благодаря перемещению двигателя вперед и правильному использованию пространства автомобиля кузов «Победы» на 20 процентов вместительнее кузова «М-1». Рессоры «Победы» более мягкие, центр тяжести расположен низко, и пассажиры находятся между осями, как в люльке, в то время как у «М-1» заднее сидение возвышается над задней осью. Подушки сидений в новом кузове эластичные.
Конструкция кузова не позволяет проникать ныли в зазоры окон и дверей и предотвращает свист ветра на большой скорости.

Работа водителя упростилась. С появлением новой модели конструкторы сокращают число органов управления, делают руль более легким, увеличивают обзорность и маневренность автомобиля.
Обратимся к грузовым автомобилям.
Старые грузовики «ЗИС» ушли) в нашем пробеге дальше, чем «ЗИС-150», и не намного отстали от «ЗИС-253». Расход топлива на 100 километров пути у всех советских грузовых автомобилей, старых и новых, примерно одинаков. Но посмотрим, какую работу совершает каждый из этих грузовиков. «ЗИС-5» перевозит в два раза больше груза, чем «АМО», а новые автомобили — в два с половиной раза больше. Если мы помножим число пройденных каждым автомобилем километров на число перевезенных им тонн груза, вычислим совершенную автомобилями работу — преимущество новых грузовиков станет еще ощутимей. «ЗИС-5» производит вдвое большую работу, чем «АМО», «ЗИС-150»— в два с половиной раза большую, а «ЗИС-253» — почти «в три раза большую. Мало того, «3ИС-5» и «ЗИС-150» работают на бензине второго сорта» а «ЗИС-253» имеет дизельмотор, который работает на дешевом тяжелом топливе, в то время как «АМО-Ф-15» работал на бензине первого сорта. Перевозка одной тонны груза на 1 километр пути обходится на автомобиле «ЗИС-253» примерно вдвое дешевле, чем на «ЗИС-150», втрое дешевле, чем на «ЗИС-5», и почти в шесть раз дешевле, чем на «АМО-Ф-15».


Конструкторам придется разместить механизмы таким образом, чтобы все пространство автомобиля было предоставлено пассажирам.

Значительно улучшится видимость пути с места водителя.

Появятся закрытые, обтекаемые кузовы-фургоны.

Таковы результаты пробега… которого не было. И не могло быть, хотя бы потому, что автомобили «АМО-Ф-15» давно вышли из строя, только в музее завода хранится ярко-красный опытный образец. Но суть дела от этого не меняется. Результаты настоящего пробега ничуть не отличались бы от нашего условного. В наших советских автомобилях отражен огромный прогресс, достигнутый промышленностью и ее конструкторами за годы сталинских пятилеток.
А теперь мы совершим еще одно выдуманное путешествие — в будущее. Какие показатели будут достигнуты в будущих советских автомобилях, если развитие их пойдет в том же направлении и темпе, как оно шло до сих пор? Расход топлива автомобиля класса «Победа» должен снизиться до 8 литров на 100 километров, объем кузова увеличится на 15 процентов, скорость и литровая мощность возрастут, а рабочий объем двигателя, естественно, уменьшится. Конструкторам придется серьезно поработать над совершенствованием двигателя, над формой кузова, разместить механизмы таким образом, чтобы почти все пространство автомобиля было предоставлено пассажирам, снабдить автомобиль еще более мягкой, но надежной подвеской колес Для удобства водителя должны быть автоматизированы все механизмы, — водителю придется только направлять автомобиль и уменьшать в случае необходимости его скорость.
Возможно ли это? Да, возможно.
Маленький, легкий двигатель без труда разместится в любой части автомобиля —может быть, сзади. Тогда широкая передняя часть обтекаемого кузова будет отдана пассажирам, наружные размеры — габариты — автомобиля останутся прежними, а внутри него станет просторно, как в современном «ЗИС-110».
Пружинная подвеска колес, которая пришла на смену листовым рессорам, уступит место более мягкой — резиновой или пневматической. Педали акселератора (газа) и тормоза объединятся в одну. Рычаг коробки передач и педаль сцепления исчезнут — их заменит автомат. Водителю, севшему за руль, достаточно будет нажать, одну из кнопок на щите приборов с надписями: «город», «шоссе» или «бездорожье», и автомобиль, плавно тронувшись с места, наберет нужную скорость. Пользоваться педалями нужно будет только для замедлению хода, торможения или остановки.

Благодаря отсутствию большого капота значительно улучшится видимость пути с места водителя. Ночью его не ослепят фары встречных автомобилей: его защитит поляризованное стекло переднего окна, которое не пропустит света фар встречной машины. В кузове всегда будет ровная температура и влажность — их будет автоматически регулировать прибор для кондиционирования воздуха. Дверные ручки и рукоятки стеклоподъемников отойдут в прошлое, их место займут электрические или гидравлические устройства, управляемые кнопками.
Дизели вытеснят бензиновые двигатели на грузовых автомобилях. Кабины будут расположены над двигателем, и собственно кузов для груза заполнит большую часть объема грузовика. С увеличением скорости, особенно на дальних перевозках, проблема обтекаемости станет важной и для грузовых машин. Появятся в большом количестве обтекаемые кузовы-фургоны.
Зная, чего достигла советская автопромышленность за каких-нибудь 15 — 20 лет, можно надеяться, что действительность превзойдет наши предвидения.

← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4