Сканы стр. 1 2 3 4 окончание статьи →
Скорость, мощность, экономичность
Инж. Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ
Рисунки автора


Проследовал «газик»…
На старт вышли четыре легковых автомобиля Горьковского автозавода имени Молотова и четыре грузовых Московского автозавода имени Сталина. Им предстояло участвовать в пробеге. Прохожие с любопытством разглядывали машины. На стартовой дорожке они видели и первенцев советского автомобилестроения и машины новых, «послевоенных моделей. Легкий «газик» и долговязый «АМО» выглядели старомодно. Две «эмочки», с четырех- и шестицилиндровыми двигателями, и трехтонка «ЗИС» — наши старые знакомцы — представляли вчерашний день нашей автопромышленности. Три последних автомобиля — «Победа» и две новые четырехтонки «ЗИС», — красивые и мощные, привлекали всеобщее внимание.

…«Эмочка» прошла мимо своего младшего брата.
Водители заняли места, и по взмаху клетчатого флага стартера кавалькада автомобилей тронулась в путь. Миновав окраины столицы и вырвавшись на простор автострады, колонна начала растягиваться все больше и больше. Легковые автомобили уходили вперед, каждый в меру своих возможностей. Грузовики шли более дружно, но и их водители вскоре потеряли друг друга из виду. На каждом автомобиле были два водителя и контролер, а в баке и запасных бидонах — по 100 килограммов горючего. Грузовики были нагружены нормально: полторы тонны груза на «АМО-Ф-15», три — на «ЗИС-5» и по четыре на новых моделях — «ЗИС-160» и «ЗИС-253». Нагрузка каждого автомобиля строго соответствовала его паспортным данным. Все участники находились в одинаковых условиях.
Первым остановился через семь часов «ЗИС-150». «ЗИС-253», шедший с ним вместе, ушел вперед и прошел еще 30 километров. Через полчаса мимо стоявшего «ЗИС-150» прошел «ЗИС-5», а еще через полтора часа — старик «АМО». Водители обменялись приветствиями и насмешками. С проезжавших «АМО» и «ЗИС-5» кричали на ходу что-то насчет «тише едешь — дальше будешь». И действительно, они ушли дальше: «ЗИС-5» — на 15, а «АМО-Ф-15» — на 30 километров.


…Дальше всех умчалась «Победа»…


Израсходовав бензин, автомобили, стартовавшие вместе, остановились в разных пунктах дороги…
Легковые автомобили тем временем были уже очень далеко. Шестицилиндровый «ГАЗ-11» остановился на девятисотом километре через 7½ часов езды. Через полтора часа «эмочка» прошла мимо своего шестицилиндрового младшего брата и остановилась на 1 050 километре. Еще через час мимо нее прошел «газик». Он бодро пробивался вперед и закончил свой путь на 1 250 километре. Дальше всех умчалась «Победа». Ее финиш отстоял от старта на 1 350 километров.
Теперь автомобили стояли без горючего в разных пунктах маршрута. Контролеры записывали в свои блокноты характеризующие каждый автомобиль данные: дальность пробега, скорость.
Немного позже были сделаны подсчеты: сколько же горючего тратит каждый грузовой автомобиль, чтобы перевезти одну тонну на один километр, то есть была определена экономичность грузовых машин.
Для легковых расчет экономичности велся по-иному. Учитывался только расход бензина на один километр пути. Так как все соревновавшиеся автомобили имели одинаковые запасы горючего, то длина пробега автомобиля прямо говорила об его экономичности. Дислокация автомобилей вдоль пути представляла собой наглядную диаграмму их экономичности.
Только один показатель нельзя было выразить какими-либо цифрами, но водители и пассажиры легковых автомобилей чувствовали его на себе. Экипаж «газика» от тряски, ветра, неудобного положения и шума порядком устал. Дорожная пыль покрывала водителей и пассажиров. Пассажиры «эмки» и «ГАЗ-11» спаслись от пыли, но насчет тряски и шума» дело обстояло немногим лучше, чем на «газике». И только из обтекаемого кузова «Победы» высадились совершенно неутомленные люди. Ко всему сказанному надо добавить, что водители «газика» и «эмки» потратили немало сил, чтобы править автомобилем, чтобы держать его «по курсу». Водитель же «Победы» рассказал: «Править было настолько легко, руль так послушен, что порой я его даже не ощущал».

Все данные пробега мы попытаемся изобразить на диаграммах. Начнем с легковых машин. Нанесем все наши подсчеты на один график, на горизонтальной оси которого отложим годы выпуска, а на вертикальной — изменение показателей автомобиля в процентах.


Сравним между собой «ГАЗ-А», «ГАЗ-11» и «Победу». На горизонтальной оси отложим годы выпуска, а на вертикальной — изменение показателей автомобиля в процентах.

Что же говорит эта диаграмма?
Вот старенький «газик». По скорости он уступает всем своим наследникам. Но экономичность у него совсем неплохая. Только у «Победы» она выше.

 Сканы стр. 1 2 3 4 окончание статьи →




Случайное фото:
Средняя цена «Победы» сегодня
354 000 руб.
(количество предложений: 11)
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»