Сканы стр. 1 2 3 4 5 окончание статьи →

текст: Сергей Канунников
фото: из архива автора

Колеса для председателя

В истории Горьковского автомобильного, вышедшей в 1981-м, этой машине посвятили четыре строки. Да ладно книги тех лет! Писать об автозаводах, практически не рассказывая об автомобилях, — отдельное искусство эпохи развитого социализма. Но и в более поздних монографиях ГАЗ–М–72 уделяли совсем немного внимания — не заслужил он эпитетов «легендарный», «знаменитый», «культовый». А ведь он — своеобразная веха в истории, причем не только отечественной, но и мировой.

Полноприводная «Победа» (строго говоря, М–72 так не назывался, но стандартная надпись на боковине капота была) не появилась бы так быстро, не имей горьковчане опыта создания целой линии полноприводных легковых моделей — «газиков» от 64-го до 69-го и, конечно же, версии «эмки» ГАЗ–61, прообразом которой был американский Ford Harrington. Он, кстати, массовым не стал. Ну а в СССР полноприводные машины играли особо важную роль не только для армии. Бездорожье-то оно чинов и должностей не различает, а начальству тоже приходится ездить в места, где мало какой автомобиль может пробраться. Причем начальникам нужно нечто покомфортабельнее, потеплее, наконец (что уж скрывать?), посолиднее «газика». Отечественным первенцем в этом классе и стал ГАЗ–61. Но 72-й от него заметно отличался не только внешне, но и конструктивно.


Ранний прототип ГАЗ–М–72 с решеткой радиатора еще от «Победы» второй серии
Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная, кг1560
Длина, мм4665
Ширина, мм1695
Высота, мм1790
Колесная база, мм2712
Колея спереди/сзади, мм1355/1388
Дорожный просвет, мм210
размерность шин6.50–16
ДВИГАТЕЛЬ
Тип и количество цилиндровБензиновый, р4
Рабочий объем, см³2112
Мощность, л.с./кВт55/40
При об/мин3600
Крутящий момент, Н·м125
При об/минн.д.
Коробка передачМеханическая, 3-ступенчатая
Раздаточная коробка2-ступенчатая
Тип полного приводаПодключаемый
Максимальная скорость, км/ч90
Расход топлива, л/100 км14

Опыт опытом, но все эти машины, включая 61-ю, были рамными. А «Победа», ставшая основой полноприводного седана, проектирование которого группа под руководством Григория Моисеевича Вассермана начала в 1954-м, хоть и имела мощные лонжероны, все же была безрамной. Однако несложные, но кропотливые исследования показали: ГАЗ–М–20 выдержит и полный привод. Хотя в некоторых местах несущий кузов от греха все же усилили.

Автомобиль спроектировали и испытали за несколько месяцев! Теперь такое кажется сказкой. Ведь и в XXI веке на немудреную модификацию у отечественных заводов уходят годы. Уже летом 1955-го ГАЗ–М–72 запустили в серию.

Время было переломное. Немного подуло теплом: по стране от окраин к центру ехали седые, с преждевременными морщинами люди, уложившие все свое имущество в маленькие чемоданчики или потертые вещевые мешки. Вчерашние «враги народа» оказались честными советскими людьми. Было и еще одно «откровение»: жизнь в деревнях не столь радостна и комфортна, как рассказывали в веселых музыкальных фильмах. Даже с одеждой и элементарной утварью не очень хорошо. А тут колхозник получит автомобиль! Ну, поначалу, конечно, не каждый, хотя бы председатель…


Машина действительно могла преодолевать очень серьезные броды
 Сканы стр. 1 2 3 4 5 окончание статьи →




Случайное фото: