Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 продолжение статьи →

«ПОБЕДА»

Николай Моргун (г. Полтава)
Материал предоставлен А. Шкаевым
Много написано об этой прекрасной машине, которая с каждым днем все дальше и дальше уходит в Историю. Но не сказать о ней в нашем журнале просто невозможно. Я не буду оригинальным и нового ничего не добавлю — это мог бы сделать человек, принимавший участие в ее создании. Но все же, собрав воедино все, что было написано историками нашей автомобильной промышленности и знатоками, попытаюсь показать все известные модификации, что само по себе очень интересно для моделистов и коллекционеров. Ведь собирают же некоторые коллекционеры только Mercedes или Ferrari, так почему же не помочь человеку, решившему собрать модели всех выпускавшихся «Побед».
Коллекционные модели 1/43


ГАЗ–М20 первой серии (студия КАН).

ГАЗ–М20 «Победа».

ГАЗ–М20В 1955 г.

ГАЗ–М20В («Kiммepiя»).

ГАЗ–М20 (ANY-Models).

Конечно же необходимо начать с истории. Еще в разгаре была Великая Отечественная война, фашистские войска стояли под Москвой, еще не начали выдавать продукцию перебрасываемые за Урал машиностроительные заводы, еще очень далеко было до изгнания врагов с нашей земли, а конструкторы Горьковского автомобильного завода им. Молотова получили правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля среднего класса (зима 1941-1942 гг.). Как и при строительстве всех автомобилей в нашей стране, задание давали партийные руководители, которые рекомендовали, в качестве примеров и образцов, американские и немецкие машины. Но благодаря таланту, дальновидности и смелости руководства ГАЗа и, особенно, его главного конструктора А. А. Липгарта, была создана революционная машина. После того, как Красная Армия выиграла Сталинградскую битву, стало очевидным — Победа будет за нами! Люди поверили в справедливость этих слов и с удвоенной энергией взялись за создание нового автомобиля. По нескольку раз разбирались и собирались иностранные образцы, заимствовалось все лучшее с американских автомобилей, но все же больше внимания обращали на «Опель Капитан» 1939 г. Уже весной 1943 г. но эскизам художника-конструктора (как сейчас сказали бы — дизайнера) Вениамина Самойлова и под руководством ведущего конструктора Юрия Сорочкнна было создано несколько гипсовых моделей будущего автомобиля в масштабе 1:5, что стало новшеством в нашем автомобилестроении. Но отсутствие исследований, одновременное изготовление чертежей, сварочных кондукторов, пресс-форм, оснастки и инструмента, а также то, что завод подвергся массированной бомбардировке, привело к некоторым недоработкам. Они выявились на первом прототипе, выпущенном 6 ноября 1944 г. Как пример, можно привести явление зрительного восприятия, которое даю о себе знать на объемных элементах постоянного радиуса, что создавало иллюзию прогнутости передних крыльев. Появились и другие недоработки, которые приходилось устранять по мере их выявления. Но постепенно, шаг за шагом преодолевая трудности при создании нового, доселе неизведанного, преодолевая скептицизм консервативно настроенных конструкторов и начальников, машина была доведена до того состояния, которого можно было достичь на данном этапе — создания опытного образца, который можно было бы показать правительству в Кремле, а главное — самому Сталину. От успеха данного показа зависела не только судьба машины, но порой свобода или даже жизнь самих ее создателей.

ГАЗ–М20 первой серии

19 июля 1945 г. смотрины состоялись. Ответ держали: министр среднего машиностроения С. А. Акопов, первый заместитель наркома иностранных дел В. М. Молотов, главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт и другие. Сталин отнесся скептически к ГАЗ–М20, но «добро» на ее производство дал, услышав, что завод сделает вариант с четырехцилиндровым двигателем, вместо шестицилиндрового на первом прототипе, одобрил предложенное название, которое после тяжелой и продолжительной войны было у всех советских людей на устах — «Победа» и произнес: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Не знал «учитель всех народов», что он сильно ошибался. Машина завоевала сердца почти всех, кто видел ее, как у нас в стране, так и за рубежом. А уж те, кто поездил на ней после «полуторок» и «трехтонок», полюбили ее до самозабвения, а некоторые ездят и сейчас!

 Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 продолжение статьи →




Случайное фото: