Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 | продолжение статьи → |
ГАЗ–М20 первой серии (студия КАН). |
ГАЗ–М20 «Победа». |
ГАЗ–М20В 1955 г. |
ГАЗ–М20В («Kiммepiя»). |
ГАЗ–М20 (ANY-Models). |
Конечно же необходимо начать с истории. Еще в разгаре была Великая Отечественная война, фашистские войска стояли под Москвой, еще не начали выдавать продукцию перебрасываемые за Урал машиностроительные заводы, еще очень далеко было до изгнания врагов с нашей земли, а конструкторы Горьковского автомобильного завода им. Молотова получили правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля среднего класса (зима 1941-1942 гг.). Как и при строительстве всех автомобилей в нашей стране, задание давали партийные руководители, которые рекомендовали, в качестве примеров и образцов, американские и немецкие машины. Но благодаря таланту, дальновидности и смелости руководства ГАЗа и, особенно, его главного конструктора А. А. Липгарта, была создана революционная машина. После того, как Красная Армия выиграла Сталинградскую битву, стало очевидным — Победа будет за нами! Люди поверили в справедливость этих слов и с удвоенной энергией взялись за создание нового автомобиля. По нескольку раз разбирались и собирались иностранные образцы, заимствовалось все лучшее с американских автомобилей, но все же больше внимания обращали на «Опель Капитан» 1939 г. Уже весной 1943 г. но эскизам художника-конструктора (как сейчас сказали бы — дизайнера) Вениамина Самойлова и под руководством ведущего конструктора Юрия Сорочкнна было создано несколько гипсовых моделей будущего автомобиля в масштабе 1:5, что стало новшеством в нашем автомобилестроении. Но отсутствие исследований, одновременное изготовление чертежей, сварочных кондукторов, пресс-форм, оснастки и инструмента, а также то, что завод подвергся массированной бомбардировке, привело к некоторым недоработкам. Они выявились на первом прототипе, выпущенном 6 ноября 1944 г. Как пример, можно привести явление зрительного восприятия, которое даю о себе знать на объемных элементах постоянного радиуса, что создавало иллюзию прогнутости передних крыльев. Появились и другие недоработки, которые приходилось устранять по мере их выявления. Но постепенно, шаг за шагом преодолевая трудности при создании нового, доселе неизведанного, преодолевая скептицизм консервативно настроенных конструкторов и начальников, машина была доведена до того состояния, которого можно было достичь на данном этапе — создания опытного образца, который можно было бы показать правительству в Кремле, а главное — самому Сталину. От успеха данного показа зависела не только судьба машины, но порой свобода или даже жизнь самих ее создателей.
ГАЗ–М20 первой серии |
19 июля 1945 г. смотрины состоялись. Ответ держали: министр среднего машиностроения С. А. Акопов, первый заместитель наркома иностранных дел В. М. Молотов, главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт и другие. Сталин отнесся скептически к ГАЗ–М20, но «добро» на ее производство дал, услышав, что завод сделает вариант с четырехцилиндровым двигателем, вместо шестицилиндрового на первом прототипе, одобрил предложенное название, которое после тяжелой и продолжительной войны было у всех советских людей на устах — «Победа» и произнес: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Не знал «учитель всех народов», что он сильно ошибался. Машина завоевала сердца почти всех, кто видел ее, как у нас в стране, так и за рубежом. А уж те, кто поездил на ней после «полуторок» и «трехтонок», полюбили ее до самозабвения, а некоторые ездят и сейчас!
Сканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 | продолжение статьи → |