← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4  

ГАЗ–20–СГ1 1955 года В. Метелева с двигателем без компрессора.

В 1952 году применение обтекаемых кузовов, нагнетателей и моторов с увеличенным рабочим объемом запретили. Смолин вернулся к двигателям образца 1950 года, но снабдил их головками с двумя свечами на каждый цилиндр, подняв степень сжатия до 8,0. Их мощность не превышала 80-82 л. с. Машины весили около 1400 кг, а их максимальная скорость составляла 145 км/ч. На таком автомобиле в 1953 году заводской испытатель Д. Кияев смог занять лишь второе место.

На чемпионате СССР 1954 года Смолин заявил две машины ГАЗ–20–СГ1. Он воспользовался тем, что новые правила допускали к гонкам автомобили с несерийными, читай, обтекаемыми кузовами, но требовали, чтобы им перед стартом устанавливался определенный гандикап по времени. Они должны были стартовать чуть позже участников на машинах с серийными кузовами, чтобы уравнять шансы.


Метелев в 1956 году на машине № 31 (модель ГАЗ–20–СГ1 М) на первенстве СССР в Минске. У обочины другой ГАЗ–20–СГ1 М.

Благодаря обтекаемому кузову, повышенной до 8,0 единиц степени сжатия и возросшей до 85 л. с. при 4000 об/мин. мощности гонщики ГАЗа на этот раз выступили более успешно: хотя одна машина и сошла, М. Метелев тем не менее занял второе место, а чемпионом страны стал испытатель ГАЗа В. Мосолов на ГАЗ–20 с 85-сильным мотором.

Довольно большая лобовая площадь кузовов ГАЗ–20–СГ1 и ГАЗ–СГ2 существенно уменьшала их шансы на высокие результаты. Поэтому в 1955 и 1956 годах ГАЗ представил на первенство страны автомобили ГАЗ–20–СГ1 М с открытым кузовом. У них была срезана надстройка, но несущий кузов, лишенный крыши и стоек, заметно терял в жесткости. Смолин ввел дополнительный трубчатый каркас для ее увеличения. Усовершенствованная машина стала легче (960 кг), а ее скорость возросла до 180 км/ч. Двигатель остался прежним, мощностью 85 л. с.


Сборка четырех экземпляров ГАЗ–СГ4 в экспериментальном цехе ГАЗа в 1957 году.

В результате, на чемпионате СССР 1955 года Метелев занял первое место, В. Мосолов второе. На первенстве страны 1956 года они же на ГАЗ–20–СГ1 М вновь заняли первое и второе места. Но уже в 1956 году стало очевидным, что модель СГ1 за шесть лет исчерпала свои возможности. Требовалась новая конструкция. Так появилась машина ГАЗ–СГ4. У нее был открытый легкий алюминиевый кузов несущего типа, пневматическая подвеска колес алюминиевый картер главной передачи Этот очень низкий автомобиль, с самого начала ориентированный не на линейные гонки, а на кольцевые, комплектовался новыми моторами ГАЗ–21 «Волга». Причем ГАЗ предусматривал на них и систему впрыскивания топлива с электронным управлением, разработанную ленинградским институтом ЦНИТА.

Однако к 1958 году интерес ГАЗа к гонкам, линейным и кольцевым, угас. Завод переключил свое внимание на ралли, тем более, что «Автоэкспорт» поддерживал это спортивное направление. Следствием стало то, что в 1959 году три из четырех построенных экземпляров ГАЗ–СГ4, два ГАЗ–20–СГ1 М и машина ГАЗ–СГ2 были переданы в таксопарк № 6 Москвы, где работала очень сильная спортивная секция. Тут надо заметить, что ГАЗ отдал не комплектные машины ГАЗ–СГ4, а только их кузова. Новые агрегаты завод оставил у себя, и спортсмены шестого таксопарка сами оборудовали доставшиеся им алюминиевые кузова узлами от «Волги».


Ю. Андреев, чемпион СССР 1963 года, за рулем ГАЗ–СГ4.

ГАЗ–СГ3 Смолин начал проектировать еще в 1952 году, но постройка машины завершилась лишь в 1954-м. Это был фантастический автомобиль с дюралюминиевым несущим кузовом. В качестве двигателя на нем был использован турбореактивный силовой агрегат от истребителя Миг–19. Это был первый в мире реактивный автомобиль, который на 6 лет опередил конструкцию американского гонщика Н. Остича, построившего «Флайинг Кедьекьюс» такого же типа.

Липгарт в начале 50-х годов задумал начать работы по созданию автомобиля, который мог бы перекрыть тогдашний абсолютный мировой рекорд скорости в 634 км. Он начал с проектирования одноцилиндровой секции специального гоночного мотора с литровой мощностью 100-150 л. с. Следующим этапом создания «суперавтомобиля» должен был стать ГАЗ–СГ3, рассчитанный на скорость 300 км/ч. На нем предполагалось исследовать поведение машины на высоких скоростях, чтобы найти оптимальные решения конструкции подвески колес. C этой целью в декабре 1954 года Метелев начал испытание автомобиля на соседнем аэродроме. Одновременно Липгарт заключил соглашение с НИИ шинной промышленности о создании сверхскоростных шин. Они тоже испытывались на ГАЗ–СГ3.


ГАЗ–СГ3 на испытаниях в декабре 1954 года.

Однако к 1954 году Липгарта по ложному доносу сняли с поста главного конструктора и перевели работать рядовым инженером на Уральский автомобильный завод. Во время испытаний ГАЗ–СГ3 потерпел аварию. Восстанавливать его не стали, а Смолину в 1957 году поручили разработку аппаратов автомобильного типа на воздушной подушке. Это обстоятельство отчасти тоже повлияло на свертывание работ ГАЗа по спортивным и гоночным автомобилям.

А машины ГАЗ–20–СГ1 М, ГАЗ–СГ2, ГАЗ–СГ4 в шестом таксомоторном парке Москвы эксплуатировались еще несколько лет. Гонщики Ю. Андреев, Ю. Марков, Э. Корев и другие успешно выступали на них в гонках, хотя от конструкций Смолина в их руках остались лишь дюралюминиевые кузова.


Э. Корев в 1960 году на автомобиле ГАЗ–СГ4.

Наибольших успехов на этих машинах добился москвич Ю. Андреев. В 1961 и 1962 годах на ГАЗ–СГ4 он занимал третьи места в чемпионатах СССР по кольцевым гонкам на спортивных автомобилях, а в 1963 стал чемпионом страны. В 1967 году, когда класс спортивных машин в нашем автоспорте прекратил свое существование, все эти автомобили были уже списаны в металлолом. Только в Нижнем Новгороде удалось отыскать обломки ГАЗ–СГ3. Так заканчивается биография машин ГАЗ–СГ конструкции А. А. Смолина.


А. Смолин демонстрирует школьникам из Дворца пионеров в Горьком машину ГАЗ–СГ3. Хорошо видны боковые антикрылья и реактивный двигатель.



Фото в заголовке: Ю. Андреев лидирует в заезде спортивных автомобилей на машине ГАЗ–СГ4, реконструированной им лично.

Фотографии Н. Добровольского и из архива автора.

← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4  




Случайное фото:
Средняя цена «Победы» сегодня
354 000 руб.
(количество предложений: 11)
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»