← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 окончание статьи →
ГАЗ М 72 создавали, в первую очередь, для охотничьих вылазок Хрущева и лишь потом — для высшего командного состава армии и председателей колхозов. С 1955 по 1958 год выпущено 4678 внедорожников

Шестиламповый двухдиапазонный радиоприемник А–8 входил в заводскую комплектацию ГАЗ М 72, но одновременно им начали комплектовать «обычные» Победы ГАЗ М–20В и Москвичи

А вот у внедорожника ГАЗ М 72 имени собственного не было — газовцы убрали шильдики с надписью «Победа», заменив на другие, с индексом модели. Кузов хотя и был усилен (в каркас интегрировано 16 дополнительных элементов), но, конечно, остался победовским. И получается… Получается, что первым в мире серийным внедорожником с несущим кузовом была вовсе не Нива, а ГАЗ М 72 — за 22 года до вазовского полноприводника! Понятно, что в случае с Победой такое решение было вынужденным: «бутерброд» из рамы и победовского кузова оказался бы слишком тяжелым, да и дорогим.

Говорят, что инициатором проекта стал любитель поохотиться Никита Сергеевич Хрущев — чтобы были ему и комфорт, и проходимость. А народным массам будущий полноприводник был представлен как транспорт для высоких военных чинов и органов сельской власти. Впрочем, так и было, но по этой причине ГАЗ М 72 в свободную продажу не поступал — и в наши дни уцелевшие экземпляры ценятся не меньше кабриолетов.



Внедорожная «геометрия» — на зависть даже настоящим рамным внедорожникам

Разработку начали весной 1954 года, а летом 1955 года уже собрали установочную партию — правительственный заказ! Кстати, именно для внедорожника было разработано новое оформление передка (в народе именуемое улыбкой), позволившее увеличить эффективность обдува радиатора, а модернизированная Победа ГАЗ М–20В получила эту облицовку в угоду унификации. Мотор форсировали до 55 л. с., подняв степень сжатия, «внедорожные» узлы и агрегаты — от ГАЗ–69, но задний мост специально сделали для этой машины.



Над лобовым стеклом — вращающаяся рукоятка, с помощью которой можно«сложить» антенну радиоприемника

Омыватель ветрового стекла — с единственной двухструйной форсункой и механическим насосом, приводившимся маленькой педалью под левой ногой водителя

Вместо победовских шильдиков — собственные, с названием «самостоятельной» модели

Кузов М 72 посажен на 180 мм выше, чем у обычной Победы. Вдумайтесь: одна эта «прибавка» — целый дорожный просвет современного кроссовера! А такого понятия, как «бордюрный просвет» (под передним и задним свесами), здесь нет вообще — расстояние от земли до кузова и бампера превышает полметра! Оттого и забираться в салон непросто: если водитель может хотя бы ухватиться за руль, то пассажиры и вовсе лишены «промежуточной опоры». Зато обзорность — как из кабины грузовика!



Независимая пружинная передняя подвеска Победы (фото слева) скопирована с довоенного седана Opel Kapitan (АР №17, 2010), но у полноприводника М 72 (справа) спереди установлен неразрезной мост на рессорах. Защита днища не требуется: даже у заднеприводной Победы поддон двигателя расположен в 253 мм от земли и защищен поперечиной подвески; а самые низкие точки (стремянки задних рессор) — в 190 мм от земли. У внедорожника минимальный дорожный просвет — под картером переднего моста: 217 мм

Салон не отличить от победовского, а по оснащению полноприводник и вовсе превосходит наши заднеприводные машины. Есть двухдиапазонный радиоприемник Муромского завода, складная антенна на крыше (в 1955 году все это появилось и на обычных Победах), есть первый в советском автопроме омыватель лобового стекла, включающийся педалью под левой ногой водителя. Даже на «двадцать первой» Волге омыватель появился не сразу! И, конечно, рычаги управления трансмиссией — они торчат из-под переднего дивана.


Раздаточная коробка у ГАЗ М 72 установлена на мощной поперечине, до земли от нее — 377 мм

Днище кабриоседана — с Х-образным усилителем, но лонжероны толщиной с добрый мужской кулак были у всех Побед

Увы, персоны, близкой по статусу к Хрущеву, на полигоне в этот день не нашлось, поэтому место высокопоставленного пассажира сзади занял наш фотограф Роман Тарасенко.
Трогается М 72 вяло, но с ростом оборотов мотор начинает тянуть бодрее, а учитывая то, что высшая передача в «раздатке» имеет небольшой понижающий коэффициент (1,15:1), в итоге разгоняется внедорожник немногим медленнее базовой Победы.

— Рома, ты уже чувствуешь себя главой великой державы?
— Не очень. Трясет что-то.
По сравнению с Победой плавность хода и впрямь хуже: передняя подвеска тут рессорная, да и неподрессоренные массы — ого-го! А уж как воет трансмиссия… Ведь шестерни в «раздатке» — прямозубые.

К сожалению, рулевой механизм на этой машине был сильно «перетянут», отчего баранка не желала возвращаться обратно после поворота. Какое уж тут чувство руля!
Вот на бездорожье наш ветеран точно бы не стушевался, да генератор уже испустил дымок.

Наша Победа тоже уехала с полигона не в полном здравии: отвалилась внутренняя ручка открывания водительской двери (это фамильная черта модели) и обнаружилась течь бензобака. В те годы подобные мелочи и за неисправности то не считали. Но наши реставраторы уже привели машину в полный порядок. Во-первых, потому что наша Победа должна быть полностью исправной; во-вторых, потому что в ноябре автомобиль будет представлен в ГУМе (там будет выставка знаковых автомобилей ГАЗа); а в-третьих, мы планируем вновь вывести машину на полигон — и узнать, как Победа смотрелась на фоне зарубежных автомобилей той эпохи. Вот тогда и станет понятно — была ли Победа прорывом, как по сей день принято о ней говорить.

← начало статьиСканы стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 окончание статьи →




Случайное фото: