Сканы стр. 1 2 |
«Победа 4×4»: созданная по настоятельной просьбе крупного лоббиста кукурузы так и не нашла широкого применения, даже в сельском хозяйстве |
Гибридная революция
Скрещивание осла и лошади обогатило природу новым видом выносливых и стойких к болезням животных, названных мулами. В результате же синтеза полноприводника и несущей конструкции легкового автомобиля образовалась новая рыночная ниша с оригинальным продуктом. Позиционировали сего зверя как транспортное средство для активного образа жизни. Но кто же первым его придумал и каким целям оно раньше служило, мы и постараемся разобраться.
Два «ГАЗ–73» проходили испытания в условиях, имитирующих раскисшие колхозные дороги |
Какой бы продвинутой не была автомобильная отрасль за рубежом, немало революционных концепций порождено и отечественными гениями. Так, ровно пятьдесят лет назад в серию пошел первый советский суперкроссовер «ГАЗ М72». Гибрид, полученный из безрамного кузова обычной «Победы» и полноприводной трансмиссии такого же незатейливого «ГАЗ–69». Чтобы компенсировать отсутствие «хребта», в М72 применялись усиливающие элементы, дополненные стандартными для всех «Побед» передним и задним подрамниками. В остальном же несущая конструкция ничем принципиально не отличалась от обычного автомобиля.
М72 собирали на стапелях очень небольшими партиями |
Лирически настроенный к кукурузе и в целом к сельскому хозяйству Никита Хрущев тепло воспринял новинку горьковчан. По его замыслу, М72 должна была обеспечить комфортное перемещение председателей колхозов по целинно-ухабистым просторам. Окрыленный благосклонностью начальства к данной тематике идейный отец проекта Григорий Вассерман с энтузиазмом погружается в работу над концептуально новой машиной и создает «помощника» для комбайнеров и сельских механизаторов «ГАЗ–73». Автомобиль-летучка, в багажник которого находились инструмент и запчасти для спецтехники, существенно облегчил бы работу в поле. Но не сложилось.
Многофункциональный «вагончик»
Выпустив 3677 едини «ГАЗ–М72», горьковчане поставили крест на теме советского кроссовера. Ведь на повестки дня стоял вопрос о запуске в серию долгожданной преемницы «Победы» — «Волги 21». Однако идея не погибла. В 1957 году она трансформировалась в субстанцию под названием «Москвич–410», базисом для которого и стал «ГАЗ–73». Философия машины сохранилась: отсутствие рамы и привод на четыре колеса. А наиболее интересным экземпляром, эволюционировавшим концепцию стал «Москвич–411» с 5-дверным несущим кузовом типа «универсал». Машина явно опередила свое время, предвосхитив появление модных в наше время Alfa Crosswagon Q4, Audi Allroad, Subaru Forester и Volvo XC70. Между 411-м и его ближайшим серийным соплеменником Peugeot 504 Break Dangel 4×4 техническое затишье минимум в двадцать лет! Между прочим, в литературе тех лет довольно четко описывалось функциональное предназначение московских легковушек со всеми ведущими колесами: «…если автомобиль предполагается использовать во все времена года и в основном по дорогам, не имеющим твердого покрытия, т. е. преимущественно в сельской местности, следует приобретать модификацию автомобиля «Москвич» повышенной проходимости — модель 410Н или 411».
Однако крупносерийное производство так и не было налажено. Выпустив в общей сложности около 13,5 тыс. «Москвичсй–410/411», конвейерную линию освободили для успешно экспортируемых «Москвич–407» (а в СССР па них стояла годичная очередь). Но брошенное в плодоносную землю зерно проросло. А советский кроссовер, по уже в образе «Нивы», потихоньку доплелся до наших дней.
Евгений Стрийчак
«Москвич–410»: подобно «ГАЗ–М72», он разошелся по стране небольшим тиражом и спустя четыре десятка лет стал автомобильным раритетом |
«Москвич–411»: этот маленький универсал с несущим кузовом родоначальник класса, в котором сейчас господствуют Volvo ХС70 и Audi Allroad |
«ГАЗ–73» — развитие идеи М72, но значительно уменьшенная и специализированная модификация «летучки» для ремонта сельхозтехники |
Сканы стр. 1 2 |