Сканы стр. 1 2 3 4  

Одна Победа

Текст Иван Падерин
Фото Георгий Спиридонов

Если выпустить под маркой М20 мужской одеколон и предусмотреть в нем все, он должен пахнуть едва ли резче, чем «семьдесят второй» бензин. Я уж не говорю про «шестьдесят шестой» — М20 могла ездить и на такой жидкости. Грамотный парфюм этой марки должен будет пахнуть густым минеральным маслом вперемешку с тальком, а также офицерскими хромовыми сапогами. «Победа» всегда будет пахнуть блестящими хромовыми сапогами. Только тогда это натуральная, непеределанная «Победа». Ими щеголяли — машиной и сапогами. Хром был даже не привилегией, а само собой разумеющейся презумпцией победителей. И тех, кого пронесло.

И пусть не М20, а ЗИС110 стал нашим первым послевоенным автомобилем, но именно «Победу» многие считают первейшей. Потому что в названии все. «Победа» всегда останется той машиной, которая отделяет нас от войны.

Все наше — навсегда

М20 давно уже стала воплощением прочности, долговечности, выносливости и многих других ценных качеств. От таких воплощений машины, как правило, сначала становятся легендами, а потом ими еще и обрастают. Про «Победу» бытует множество легенд. По одной из них она построена на раме из рельсов и потому такая живучая. По другой — ее будто не то что «срисовали», а вывезли целиком с заводом из Германии…

А теперь как все было на самом деле. Это «Москвич» вывезли и имели на то полное право. Вот завод БМВ в восточногерманском Эйзенахе пожалели и оставили немцам, а позже простили. А «Победу» никто не вывозил. Наша она.

Проектирование машины началось в конце 1943 года, когда еще не было известно, чем и когда все закончится. Если и можно было тогда что-то вывезти, так только из-за Урала. Горьковский автозавод лежал в руинах от июньских бомбардировок и практически под открытым небом выпускал легкие танки, самоходки, бронеавтомобили, снаряды для «Катюш»… И в этой-то обстановке люди создавали легковой и сугубо гражданский автомобиль! Ладно, если бы это была вариация на тему довоенной «эмки», но это была новая и полностью оригинальная тема — несущий кузов, передняя независимая подвеска, гидравлический привод тормозов, V-образное лобовое стекло. А форме кузова без выступающих крыльев в массовом автомобилестроении вообще не было аналогов вплоть до конца 40-х. Коэффициент же его аэродинамического сопротивления был просто за гранью доступного — Cx 0,37, это не хуже многих машин нашего времени!

В июне 1945 года новую машину в Кремле продемонстрировали Сталину. Особого впечатления она на него не произвела — без пяти минут генералиссимус любил большие «Паккарды» и их советские аналоги от завода его же, Сталина, имени. Говорят, что сначала планировали назвать машину «Родиной». Сталин спросил: «Сколько стоит Родина?» Тогда как вариант было названо слово «Победа». Сталин буркнул: «Не велика победа, но пусть будет «Победа». Короче, благословил… Однако доподлинно так и неизвестно, что Сталин имел в виду под словом, которое выделено нами. Кое-кто как на Западе, так и у нас в стране считает этот эпизод показательным: мол, Сталину было мало победы в войне с окончанием в Берлине, он хотел дойти и до британских морей. А может быть, Сталин имел в виду всего лишь автомобиль…


Машина удивительно легко и надежно заруливает в поворот. Крен и последующая раскачка кузова — это умеренная плата за необыкновенную по нынешним временам плавность хода…
За плавность хода по любым дорогам

…Одна из лучших машин того времени в мире

Штурвал с хорошим люфтом, переключение на руле — три передачи и назад, мягкий, словно домашний, диван, ножной стартер, красный рычаг стоп-крана — ручник да некоторая проблема с пространством меж педалями…

«Победа» ГАЗ М20 действительно была скромна в размерах тех лет. Отказ от рамной конструкции дал возможность снизить высоту машины, вместе с тем кузов без выступающих крыльев и торчащих подножек позволил конструкторам значительно расширить салон. Снаряженная масса автомобиля, уменьшенная без рамы на 200-300 кг, позволяла подобрать к М20 не слишком мощный четырехцилиндровый мотор объемом 2,1 л. Всего-то 50 сил, чуть позже 50 с небольшим. Мотор «Победы» представлял собой 4/6 от модернизированного довоенного мотора ГАЗ–11 — рядной «шестерки», устанавливавшейся с разными изменениями как на представительский ЗИМ, так и на грузовики ГАЗ–51 и продержавшейся в производстве до середины 80-х. Последнее обстоятельство, кстати, значительно облегчает сегодняшние поиски моторных запчастей на «Победу».

Пленки

В 1947 году на экраны вышел фильм «Весна» с Орловой и Черкасовым в главных ролях. Фильм про любовь. Все тогда представлялось таким светлым и безоблачным. «Победа» впервые попала в кадр художественного кинематографа. Маленькая, эпизодическая роль. Даже не роль, а просто декорация. В то время еще не было принято давать роли автомобилям. Настоящей кинозвездой стала преемница «Победы», а на долю М20 выпало обслуживать милиционеров и партхозактив в нескольких черно-белых и немногих цветных картинах.

Но спустя десятилетия «Победа» неожиданно и буквально ворвалась на экран в фильме «Выйти замуж за капитана» с Глаголевой и Проскуриным. Сначала она так же неожиданно завелась после долговременного простоя, а потом устроила зрителям настоящее ралли по колхозным полям, обставив на буераках даже «козла» типа УАЗ. Сколько мужиков тогда с ума посходило в кинотеатрах — одни, оценив нагую грудь Веры Глаголевой, другие — ходовые качества и неубиваемость «Победы»! Да и капитан был как настоящий, погранец. Нет, все-таки должна «Победа» отдавать новыми хромовыми сапогами…

Наша «Победа» — это тот самый случай, когда Европа в далекой ж… М20 могла бы попасть в двадцатку лучших машин столетия, если бы не совковое разгильдяйство — «Победу», как и другие наши модели, попросту даже не заявили для участия в конкурсе Car of the Century. Россия по-прежнему предпочитает гордиться своими достижениями в космосе, сидя на кухнях и по гаражам

Также хочется отметить не поддающуюся оценке обзорность назад…
Просто оглядываться было не на кого

Скромных размеров моторчик — полста сил — легко трогает и ненадрывно тянет полуторатонную машину на оборотах, близких к холостым

Не знаю, может, это всего лишь совпадение, но после фильма, в конце 80-х, вскрылись амбары Министерства обороны, и началась массовая распродажа законсервированных еще в «те» времена (на крайний случай) «Побед» всем желающим гражданам. Но на всех желающих машин все равно не хватило. Их даже не успевали подвозить к автомагазинам.
«Победы», как новые, уходили по цене совсем новых «Жигулей». И скорее всего ушли все. Но кто-то до сих пор хочет верить, что в какой-нибудь удаленной в/ч вдруг да недораспродали одну-другую «Победу» «в масле». Но, вероятно, это уже последняя из легенд этой машины.

Автомобиль века?

ГАЗ–М–20 «Победа»
1946-1958
Двигатель2,1л
Мощность50 (52) л.с.
Скорость105 км/ч
Разгон 0-100 км/ч46 с
Масса1460 кг

Вам не приходилось наблюдать реакцию иностранцев при виде наших послевоенных машин? Интересная, я вам скажу, реакция обнаруживается на лицах зарубежных гостей. Наши ЗИС 110, «Победа» и ЗИМ воочию дают им понять, что мы имели 50 лет назад, а их мы имели и подавно. Ведь что могла выпускать Европа в те годы?

И на VW Kafer, и на Citroen 2CV без энтузиазма реставратора или коллекционера попросту жалко смотреть. «Роллс-Ройс» и тот смог организовать производство новой модели лишь в 1949 году, позже чем это сделали ЗИС и ЗИМ. Не говоря уже о том, что ЗИМ–ГАЗ–12 был тогда первым и единственным автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове. Ну и где это сейчас?

Сейчас ГАЗ М20 стоит недорого — от 300 долларов за машину на ходу. Находятся такие, кто в состоянии отдать свыше 10 000 «зеленых» за машину в состоянии, близком к представленному. А если в бардачке обнаружится еще и баночка монпансье какого-нибудь пятьдесят лохматого года, то за каждый окаменелый леденец можно набивать еще по сотне долларов сверху. Аутентизм времени. Хотя, впрочем, может выйти и такая оказия, что идеальную машину старые хозяева просто за так отдадут в хорошие руки.

Автомобиль «Победа» был предоставлен реставрационной мастерской «МолотовГараж». Тел.: (095) 729 3151

 Сканы стр. 1 2 3 4  




Случайное фото: