Сканы стр. 1 2 3 4 5 продолжение статьи →
Наша «Победа»
Леонид ТОЛМАЧЕВ, Политехнический музей.
В отечественном автомобилестроении ГАЗ-М20 «Победа» занимает особое положение. Это и первая послевоенная модель Горьковского автозавода имени Молотова, и первый отечественный автомобиль серийного производства с несущим кузовом. У появившегося в 1945 году автомобиля не могло быть иного названия, кроме как «Победа».
ГАЗ-М20 «Победа» (1949-1955)
На переднем плане ГАЗ-М20 «Победа» с кузовом кабриолет (1949-1958)
Такси ГАЗ-М20 «Победа» (1949-1958) с четырехцилиндровым двигателем мощностью 55 л. с.

Шел 1943 год. Красная армия выиграла Сталинградскую битву. В войне наступил перелом. В феврале Горьковский автозавод получил задание на проектирование новой модели легкового автомобиля. Работу над этой моделью возглавил А. А. Липгарт, проектирование вели инженеры Ю. Н. Сорочкин, Н. Г. Мозохин, Г. С. Хламов. Конструкцию кузова, взяв за основу довоенный немецкий «опель-капитан», разрабатывала группа кузовщиков под руководством А. Н. Кириллова.

Летом 1943 года ГАЗ подвергся массированной бомбардировке. Во время 25 воздушных налетов на предприятии было разрушено около полусотни зданий, в цехах выведено из строя 9000 метров конвейерных линий и транспортеров, почти 6000 единиц технологического оборудования. Тем не менее к концу августа все было восстановлено, и завод приступил к работе в прежнем ритме. Одновременно началась работа над оборудованием, инструментом и оснасткой для нового автомобиля.

Главный конструктор ГАЗа П. С. Кучумов предложил оснастить новую машину доработанным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, разработанным еще в конце 1930-х годов. А. А. Липгарт предлагал модифицировать ГАЗ-11, убрав два цилиндра. Четырехцилиндровый двигатель экономичнее и легче, и дальновидный Липгарт это учитывал. Однако начальственное мнение на первых порах одержало верх.

Прототип был готов 6 ноября 1944 года. Помимо несущего кузова понтонного типа*, отличавшегося высокими аэродинамическими качествами, в машине было множество конструктивных новинок для советского автопрома. Прежде всего, это гидравлический привод тормозов, независимая подвеска передних колес и навеска всех дверей на передних петлях. В компактном по сравнению с предыдущей моделью (М1, известной под названием «эмка») и в то же время просторном салоне с удобными сиденьями-диванами впервые в отечественном серийном автомобиле появился отопитель с системой обдува лобового стекла.

По сложившейся традиции перед запуском новых автомобилей в серийное производство их осматривало высшее руководство страны, и оно решало, давать ли добро на выпуск.

«Смотрины» состоялись 19 июня 1945 года. Присутствовали И. В. Сталин, В. М. Молотов, Н. А. Вознесенский. При осмотре вождь заметил, что автомобиль с шестицилиндровым двигателем будет недостаточно экономичным (Липгарт как в воду глядел), на что получил ответ, что заводом предусмотрен и четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л. с., потребляющий 10 литров на 100 километров. «Такую конструкцию я признаю», — молвил Иосиф Виссарионович. «Монаршье» благоволение и определило, каким двигателем будет оснащаться автомобиль.

Там же было принято решение назвать новую модель «Победа» — в честь победы нашего народа в Великой Отечественной войне (был и другой вариант названия: «Родина»). Автомобиль получил и заводское обозначение: ГАЗ-М20.

К 28 июня 1946 года на заводе была собрана первая партия автомобилей, к 28 апреля 1947-го — вторая. Не все складывалось удачно. Сжатые сроки освоения, недостаток времени на доводку конструкции и технологическую проработку привели к тому, что при испытаниях «Побед» выявились многочисленные недоработки. Автомобили медленно разгонялись, потребляли чересчур много топлива, кузов проседал, в салон проникали пыль, вода, быстро «садились» рессоры. Неудовлетворительно работали стеклоподъемники, стояночный тормоз, глушитель. Из-за слишком высокого заднего сиденья и рывков при трогании пассажиры испытывали неудобства. Поэтому в 1948 году производство ГАЗ-М20 приостановили, а директора завода И. К. Лоскутова сняли с должности. А. А. Липгарта спасло от наказания заступничество министра автомобильной промышленности С. А. Акопова.


«Понтон — тип кузова, популярный в 1940-1950-х годах, со слившимися передними и задними крыльями с единой верхней линией.
 Сканы стр. 1 2 3 4 5 продолжение статьи →




Случайное фото: