Сканы стр. 1 2 3 4 | окончание статьи → |
Обладание частным автомобилем — привилегия лишь немногих счастливчиков среди 200 миллионов жителей Советского Союза.
Однако для тех, кому все-таки удалось приобрети машину, ее обслуживание становится весьма серьезной, а то и вовсе неразрешимой проблемой. Снова антисоветская пропаганда? Нет, на этот раз так пишет официальная русская пресса.
На улицах можно увидеть грузовики и автобусы, но, как и на этом фото тихого бульвара в Воронеже (город размером с Луисвилль, Кентукки), бросается в глаза почти полное отсутствие легковых машин.
|
Когда даже рабочие стали приобретать частные машины, статьи о проблемах советских автомобилистов появились на первых страницах прессы: газеты Коммунистической партии Правда, правительственного издания Известия и печатного органа профсоюзов газеты Труд.
Место действия — Ворошиловград (важный промышленный центр с населением около 250 000 человек), сообщения гласят:
“Около 1500 рабочих и служащих Ворошиловградской области приобрели личные автомобили, мотоциклов же куплено и того больше. Количество автолюбителей неуклонно растет.
“Трудность заключается в том, что многие автовладельцы не знают, как самостоятельно обслуживать технику. Им нужна квалифицированная помощь. Настало время организовать в областном центре автомобильные клубы, чтобы инструктировать автолюбителей. Пока в области нет ни одного такого клуба.
“Наши проблемы не решаются. Например, в Ворошиловграде нет ни станции техобслуживания, ни автомойки, ни шиномонтажа.
“Некоторые местные советы в области стараются решить эту проблему, но безуспешно. В Кадиевке открылся магазин автомобильных деталей, однако запчасти туда так и не завезли.
“По слухам, автомобильный магазин собираются открыть в городе Лисичанске, где много частных автомобилей. Но до сих пор ничего не происходит.”
Конечно, подобные условия могли бы существовать в отдаленных областях, оставаясь нетипичными для остальной страны. Но вот горестное письмо редактору Известий от московского водителя автобуса М. Калика, датированное 24 апреля 1953 года:
“Когда мои друзья услышали, что я решил приобрести автомобиль, первым делом они спросили, есть ли у меня гараж. Я ответил, что когда обзаведусь автомобилем, найду и гараж. Друзья скептически усмехнулись.
“Я купил Москвич [небольшой автомобиль] и отнес необходимые документы в Дзержинскую районную межведомственную комиссию с просьбой выделить семь квадратных метров земли для постройки гаража. Комиссия отвергла мою просьбу по причине недостаточной ее обоснованности.
“Но какое обоснование нужно? Что требуется от автолюбителя, чтобы получить разрешение на постройку гаража?
Я задал этот и другие вопросы товарищу Бодункову, заместителю председателя Дзержинского исполкома.
“Бодунков ответил, что по его мнению, я совершил ошибку, купив автомобиль. Когда я поинтересовался, почему, он сказал, что сложно представить, как должны будут поступить чиновники исполкома, если все накупят машины и будут требовать место под гараж.
После этого неприятного разговора я решил не сдаваться. Я снова обратился в межведомственную комиссию и снова получил отказ. Я вернулся к товарищу Бодункову и спросил — что мне делать, где я могу хранить свой автомобиль? Он ответил, что нигде, мне следует его продать и тем избавить себя от хлопот и волнений по поводу гаража.
“Прошло несколько месяцев. Машину я не продал. Каждый день мне приходится думать о том, где оставить машину на ночь, и беспокоиться за ее сохранность.
Прежде всего, водитель автобуса Калик оказался исключительно удачливым человеком, потому что ему удалось купить собственный автомобиль. В свободной продаже автомобилей мало, большая их часть используется для государственных нужд.
В 1950 Советский Союз произвел приблизительно 400 000 транспортных средств, но только 100 000 приходится на легковые машины, остальное — грузовики. В текущей пятилетке, которая закончится в 1955, производство автомобилей увеличится на 20 процентов. При этом производство легковушек увеличится на 49%. При условии выполнения планов, Россия будет производить порядка 150 000 легковых и 330 000 грузовых машин ежегодно в следующие два года. Количество произведенных Советским Союзом машин в 1950 году — 100 000 легковых и 300 000 грузовых — намного ниже, чем число изготовленных за тот же период в США: 6 665 000 легковых и 1 337 000 грузовиков.
Трудности с покупкой машины в Советском Союзе очевидны даже с математической точки зрения: За 1950 год СССР произвел одну легковую машину на 2000 человек населения, в то время, как в США одна произведенная машина приходилась на 22,5 человек, не считая тех автомобилей, что шли на экспорт.
При количестве машин на душу населения, лишь слегка превышающим один процент от американского уровня, можно было ожидать безумные схватки за обладание автомобилем. Но здесь не тот случай: автомобиль находится далеко за пределами финансовых возможностей советского рабочего. Чистый ежемесячный заработок рабочего составляет около $125. Цена Москвича, самого дешевого советского автомобиля, порядка $2000.
Вот данные недавнего обзор цен на товары в разных странах: Чтобы заработать достаточно денег для покупки автомобиля, автомеханик в США должен работать шесть месяцев, в России ему пришлось бы работать 15 месяцев, в Англии — два года, во Франции — два года и 10 недель, в Италии — три года и пять месяцев.
Чтобы купить небольшую машину, телефонистка из США работает 33 недели. Ее русская коллега должна работать два с половиной года. В Англии этот срок — два года, во Франции — два года и 47 недель, в Италии — три года и 10 месяцев.
Сканы стр. 1 2 3 4 | окончание статьи → |