скачать pdfпродолжение статьи →

Эта сугубо штатская машина была спроектирована в годы Великой Отечественной войны. Предназначенная для будущей мирной жизни, она изготавливалась и собиралась на заводе, практически полностью разрушенном фашистскими бомбардировщиками и тем не менее выпускавшем легкие танки Т-60 и Т-70, самоходки СУ-76М и бронеавтомобили БА-64. И, наконец, эта машина создавалась людьми, которые в это сложное время находили в себе силы работать на послевоенное будущее, казавшееся тогда невероятно далеким…
Речь идет о первом послевоенном автомобиле Горьковского автозавода имени Молотова — ГАЗ М20 «Победа», который произвел своего рода техническую революцию в мировом автостроении. Бытует мнение, что причиной этому стала, как ни странно, война, предельно загрузившая наш автопром военной продукцией и не оставившая руководителям всех рангов возможностей для “мелочного” руководства при создании никому не нужной, как тогда казалось многим, гражданской легковушки.

Наша «Победа»
Советский легковой автомобиль ГАЗ М20 «Победа»

Создание гигантского, по довоенным меркам, автомобильного завода в Нижнем Новгороде стало результатом подписания 31 мая 1929 года договора между американской фирмой Ford Motors Company и правительством СССР. Завод был сооружен всего за три с половиной года — уже 29 января 1932 года с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) сошли лицензионные полуторатонные грузовики НАЗ-АА (FORD-АА), а в декабре того же года — и лицензионные легковушки ГАЗ-А (FORD-А). В этом же году Нижний был переименован в город Горький, а завод и, соответственно, марка выпускаемых им автомобилей — в ГАЗ.
Первые модели автомобилей ГАЗа были максимально унифицированы: двигатель, сцепление, коробка переключения передач и рулевые механизмы у легкового автомобиля и у полуторки были одинаковыми.


Знаменитая «эмка» Горьковского автозавода — ГАЗ-М1 выпуска 1936 года

Легковушка ГАЗ-А имела кузов типа фаэтон со складным тентом, оснащалась четырехтактным карбюраторным двигателем рабочим объемом 3,28 л (!) и мощностью 40 л. с. Подача горючего в карбюратор производилась самотеком из топливного бака емкостью 45 л. Коробка переключения передач была трехскоростной — три вперед и одна назад. Тормоза — барабанные, с механическим приводом. Как подчеркивалось в техническом описании этой машины — “на всех четырех колесах”!
Рессоры поперечные, полуэллиптические. Амортизаторы — гидравлические. Колеса комбинированные — со стальным ободом и заваренными в нем тридцатью спицами. Автомобиль оборудовался стартером, спидометром, указателем уровня топлива в баке, амперметром, манометром, электрическим сигналом, небьющимися стеклами «триплекс», электрической щеткой для переднего стекла (сейчас это называется стеклоочистителем) и зеркалом заднего вида. Масса автомобиля составляла 930 кг. Машина была способна разгоняться до скорости 85-100 км/ч (в зависимости от качества дорожного покрытия), расходуя при этом на 100 км около 11 л топлива.
Следующий легковой автомобиль, получивший название ГАЗ-М1 («эмка»), сошел с конвейера Горьковского автозавода в марте 1936 года, сменив морально устаревшую легковушку ГАЗ-А. Основой нового автомобиля послужил FORD V8, у которого была заменена подвеска (вместо фордовской, на поперечных рессорах, горьковчане применили продольные). Двигатель на «эмке» был использован прежний, но после модернизации он развивал мощность в 50 л. с. и разгонял машину до 105 км/ч. В отличие от предыдущей модели с открытым кузовом-фаэтоном со складным тентом, «эмочка» была гораздо комфортабельнее: у нее был пятиместный цельнометаллический кузов-седан.

Технические характеристики легковых автомобилей «Победа» различных модификаций
ГАЗ-М20ГАЗ-М20
кабриолет
ГАЗ-М20ВГАЗ-М72
Годы выпуска1945-19551949-19531955-19581955-1958
Число мест5555
Мощность двигателя, л. с.50505255
Рабочий объем, л2,1122,1122,1122,112
Число передач3333 × 2
База, мм2700270027002700
Колея, мм1364136413641388
Снаряженная масса, кг1460147014601665
Максимальная скорость, км/ч10510510590
Разгон с 0 до 100 км/ч, с464646
Расход топлива, л/100 км13,513,513,516,5
Объем бака, л55555555

Автомобиль выпускался также в виде грузовичка-пикапа под названием ГАЗ-М-415. Дальнейшим развитием «эмки» стала выпущенная в 1940 году машина ГАЗ-11-73 с более мощным (76 л. с.) шестицилиндровым двигателем. Автомобиль приобрел новую облицовку радиатора и измененную форму отдушин на боковинах капота. Немало «эмок» выпускалось в защитной окраске — перед Великой Отечественной войной в войсках находилось около 10 тыс. этих машин. На базе ГАЗ-М-1 с 1936 года производили легкие бронеавтомобили БА-20 с 7,62-мм пулеметом. А в 1941 году на базе агрегатов «эмки» стал серийно выпускаться полноприводной автомобиль-вездеход ГАЗ-61.
Работа над новым автомобилем, названным впоследствии ГАЗ М20, началась в 1943 году. Первые гипсовые модели этой машины в масштабе 1:5 были сделаны по эскизам заводского художника-конструктора Вениамина Смолина, работавшего под руководством главного конструктора завода Андрея Липгарда. Эскизная и макетная проработки показали, что М20 представляет собой не очередной вариант «эмки», а принципиально новую конструкцию, во многом опережающую разработки ведущих автостроительных фирм.


Первый послевоенный легковой автомобиль Горьковского автозавода — «Победа» ГАЗ-М20 выпуска 1946 года

Надо сказать, что попытки создания кузова без традиционных для того времени крыльев и подножек уже делались, однако сконструировать несущий безрамный кузов “понтонного”, как тогда говорили, типа с улучшенной аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления машины составлял 0,31) не пробовал еще никто — тут горьковчане были первыми. Дело в том, что на этот раз они не стали использовать традиционный для советского автопрома метод заимствования и прямого копирования, а сумели обобщить мировой опыт автостроения и создать на его основе принципиально новые дизайнерскую и конструкторскую концепции, которые к тому же не входили в технологические противоречия со скромными возможностями автозавода.

 скачать pdfпродолжение статьи →




Случайное фото: