Конструкции
автомобилей и механизмов
КУЗОВЫ АВТОМОБИЛЯ М-20 "ПОБЕДА" И УХОД ЗА НИМИ
Инженеры И. КУНЯЕВ и Э. ЯКУБ

Автомобили «Победа» выпускаются с двумя типами несущих, четырехдверных, пятиместных кузовов: типа «седан» — цельнометаллическим и «кабриолет» — с откидывающимся тканевым верхом.
Кузов автомобиля «Победа», созданный советскими конструкторами, не имеет себе подобных в мировом массовом автомобилестроении. Обтекаемая форма с крыльями, выполненными заподлицо с кузовом, положила начало новому направлению в оформлении автомобилей. В 1948—1949 гг. ряд заграничных фирм (Фрезер, Форд, Паккард, Хадсон, Стандарт, Альфа-Ромео и др.) выпустили новые кузовы, подражающие «Победе».

Кузов автомобиля «Победа» состоит из каркаса, усилителей и наружных облицовочных панелей. Детали кузова соединены между собой точечной сваркой, усиленной в ряде мест газовой и дуговой сваркой. Крылья привернуты болтами. Материал кузова — сталь марки 08 толщиной от 0,8 до 2,0 мм.

Крепление рамы
Рис. 1. Крепление рамы к кузову.

Короткая рама (рис. 1) в передней части кузова служит для крепления силового агрегата (двигателя со сцеплением и коробкой передач), передней подвески и радиатора. Рама крепится болтами к полу кузова. Уход за ее креплением заключается в проверке затяжки болтов через каждые 6 тыс. км. Для более равномерного распределения усилий на кузов, к раме приварены два подкоса, которые привертываются болтами к передней стенке кузова (по четыре болта на каждый подкос).

Отсутствие рамы под всем кузовом позволило построить низкий автомобиль при достаточном просвете между низшими точками и дорогой и свободном размещении пассажиров. Малая высота автомобиля и хорошая обтекаемость (коэффициент обтекаемости автомобиля М-20 равен 0,023) придают ему устойчивость на дороге и способствуют уменьшению расхода топлива. Большая жесткость несущего кузова уменьшает опасность для пассажиров в случае аварии. Двери кузова штампованные, из листовой стали марки 08 толщиной 0,9 мм. Каждая дверь является жесткой коробкой, состоящей из наружной и внутренней панелей и усилителя, приваренного точечной сваркой к петельной стороне внутренней панели.

Левая передняя дверь
Рис. 2. Левая передняя дверь (без облицовки стекол и внутренней обшивки):
1 — отверстия для крепления подлокотника; 2 — направляющий шип; 3 — винт крепления наружного выключателя двери; 4 — винты крепления наружной ручки; 5 — винты крепления замка двери; 6 — резиновый уплотнитель двери; 7 — тяга привода механизма выключения наружной ручки; 8 — тяга соединения механизма замка с внутренней ручкой; 9 — винты крепления неподвижной горизонтальной кулисы стеклоподъемника; 10 — винты крепления механизма стеклоподъемника к двери; 11 — винты верхнего крепления вертикальной кулисы стеклоподъемника; 12 — винты крепления кронштейна внутренней ручки двери; 13 и 15 — облицовки стойки передка; 14 — верхняя петля двери; 16 — ограничитель хода двери; 17 — нижняя петля двери; 18 — болт нижнего крепления вертикальной кулисы стеклоподъемника.

Двери подвешены на двух петлях 14 и 17 (рис. 2). Величина открытия двери ограничивается тягой 16 с резиновым буфером.
В закрытом положении дверь держится на трех точках: на двух петлях и направляющем шипе 2, который входит между сухарями гнезда стойки кузова.
Для правильности навески двери предусмотрены регулировки шипа, упора языка замка и петель. Шип должен входить в гнездо на высоту не менее 6 мм. Если шип входит на меньшую высоту, то под него следует ставить металлическую подкладку. При закрывании двери шип должен входить между сухарями и не ударяться в края гнезда.
Упор языка замка двери крепится к стойке кузова двумя винтами. Надежность крепления обеспечивается насечкой, имеющейся на поверхности прилегания упора и стойки кузова. Для регулировки плотности закрывания двери следует ослабить два винта крепления упора, после чего его можно перемещать вверх, вниз, вправо и влево. Такой регулировкой можно добиться легкости открывания и закрывания двери при плотном прилегании губчатых уплотнителей. Петли дверей регулируются в месте их крепления к дверям. Регулировка дверей на петлях достаточно сложна, так как при этом необходимо достигнуть правильного положения двери в проеме, соосности верхней и нижней петель, равномерного прилегания уплотнителей по всему периметру дверных проемов, легкого открывания и закрывания дверей. При необходимости снять двери следует, во избежание нарушения их регулировки при обратной установке, отвертывать винты крепления петель к стойкам кузова, а не к двери.
Для предупреждения нарушения правильного положения дверей, винты петель надо затягивать намертво. При этом нужно иметь в виду, что средний винт верхней петли находится в глубине стойки кузова и снаружи незаметен. Наружная ручка вытяжного типа крепится к двери винтами 4, а внутренняя насажена на ось, укрепленную в кронштейне. Замок двери может выключаться изнутри автомобиля посредством тяги 7 с надетой на нее головкой. При верхнем положении головки замок можно открывать снаружи, а при нижнем положении замок выключается и наружная ручка вытягивается вхолостую. Обе передние двери имеют наружные выключатели, запираемые ключом. Внутренние ручки выключателями не выключаются.

как снять ручку двери
Рис. 3. Снятие внутренней ручки двери:
1 — ручка двери; 2 — чека; 3 — розетка; 4 — шайба; 5 — спиральная пружина; 6 — стержень ручки; 7 — деревянная вилка для сжатия спиральной пружины; 8 — пружина.

В окна кузова вставлены закаленные полированные стекла «сталинит» толщиной 6 мм, имеющие высокую прочность. Стекла безосколочные и поэтому в случае аварии безопасны. Вынимание стекол дверей для замены надо производить в следующем порядке:

  1. Опустить стекло вниз.
  2. Отвинтить головку тяги 7 выключателя замка (см. рис. 2).
  3. Отвернуть винты крепления подлокотника и снять его.
  4. Снять внутреннюю ручку двери и ручку стеклоподъемника. Для этого с помощью деревянной вилки 7 отжать розетку 3 (рис. 3) и, преодолев усилие пружины 5, заостренным куском проволоки вынуть чеку 2.
  5. Вывернуть винты крепления рамки стекла (два сверху, два спереди, два сзади и один винт снизу, закрытый резиновым уплотнителем) и снять рамку вместе с поворотным стеклом.
  6. Отвернуть винты с крестообразными шлицами, крепящие обшивку двери к внутренней панели, и снять обшивку.
  7. Отвернуть через люки в двери крепление обоймы стекла к кулисам стеклоподъемника (два винта у задней двери, два винта и две гайки у передней двери).
  8. Вынуть стекло с обоймой вверх на внутреннюю сторону двери.

Новое стекло вставляется в обойму вместе с мягкой резиновой прокладкой толщиной 1,5 — 2 мм с помощью пресса или легкими ударами резинового молотка.

Установка стеклоподъемников
Рис. 4. Стеклоподъемник передней двери:
1 — горизонтальная неподвижная кулиса: 2 — вспомогательный рычаг; 3 — винты крепления обоймы к кулисе; 4 — горизонтальная подвижная кулиса; 5 — обойма стекла; 6 — стекло; 7 — гайки крепления пальца к кронштейну обоймы; 8 — кронштейн обоймы; 9 — ось рукоятки стеклоподъемника; 10 — основание зубчатой передачи; 11 — зубчатый сектор; 12 — вертикальная кулиса; 13 — пружина; 14 — места винтов крепления стеклоподъемника к двери; 15 — ведущий рычаг; 16 — кожаные шайбы; 17 — направляющий палец в горизонтальных кулисах; 18 — резиновый уплотнитель стекла; 19 — направляющий палец в вертикальной кулисе; 20 — кожаные шайбы.

Стекло с обоймой вставляется в окно в порядке, обратном описанному. Регулировка правильности подъема стекла облегчается благодаря продолговатой форме отверстий крепления кулис стеклоподъемника.
Стеклоподъемник передней двери (рис. 4) имеет зубчатую передачу для поворота ведущего рычага 15, который посредством пальца перемещает вверх или вниз кулису 4 и соединенную с ней винтами 3 обойму 5 вместе со стеклом 6. Для перемещения стекла без перекосов служит вспомогательный рычаг 2, соединенный в центре шарнирно с рычагам 15. На конце ведущего и концах вспомогательного рычага имеются пальцы 17, входящие в направляющие кулисы. На пальцы надеты кожаные шайбы 16.
Для уравновешивания веса стекла служит пружина 13. При опускании стекла она закручивается, а при подъеме раскручивается.
К передней части обоймы стекла передней двери приварен кронштейн 8, к которому гайками 7 привернуты два пальца 19 с кожаными шайбами 20. Пальцы 19, перемещаясь в кулисе 12, создают строго вертикальное перемещение стекла.
У стеклоподъемника задней двери нет вертикальной кулисы, пальцев 19 и кронштейна, так как стекло задней двери имеет направляющие желобки в рамке двери с обеих сторон.

Установка ветрового стекла
Рис. 5. Закладка шнура в резиновый уплотнитель при установке ветрового стекла:
1 — стекло; 2 — шнур; 3 — резиновый уплотнитель.
Установка автомобильных стекол
Рис. 6. Постановка стекла. Начало выдергивания шнура.
Установка лобового стекла
Рис. 7. Постановка стекла. Конец выдергивания шнура.
При сборке дверей чеку 2 (см. рис. 3) надо поставить точно на вторую выточку стержня ручки. Если ее поставить на первую выточку, то ручка будет болтаться. Пружина 8 также должна быть поставлена на свое место.
Ветровое стекло состоит из двух частей, расположенных под углом. Вынимать его нужно внутрь кузова в следующем порядке:

  1. Отвернуть винты отделочной рамки и средней стойки.
  2. Отогнуть отверткой язычок резинового уплотнителя и, надавив на стекло снаружи, вынуть его внутрь кузова вместе с уплотнителем. Стекла должны снимать два человека: один — изнутри кузова, другой — снаружи.
Установку ветрового стекла на место нужно производить в следующем порядке:
  1. Вынуть из резинового уплотнителя дефектные стекла, очистить уплотнитель от старого клея и смазать его свежим резиновым клеем № 88 завода «Каучук» (можно применять клей № 61, но он менее устойчив к высокой температуре). Вставить стекла в резиновый уплотнитель и дать клею засохнуть (выдержка 8 часов).
  2. Заложить в уплотнитель шпагат (рис. 5) по всему периметру. Концы шпагата должны быть с внешней стороны стекла.
  3. Промазать кромки оконного проема водонепроницаемой пастой (производства лакокрасочного завода в Москве).
  4. Вставить стекло изнутри кузова и плотно прижать его к проему ветровой рамы.
  5. Потянуть за оба конца шпагата для отгибания язычка резинового уплотнителя (рис. 6). Это следует делать вдвоем: один человек прижимает стекло изнутри, другой выдергивает шнур. В последнюю очередь выдергивают шнур в верхней части стекла (рис. 7).
  6. Привернуть отделочную рамку и резиновый уплотнитель к центральной стойке.
Таким же образом снимают и устанавливают заднее стекло.
Регулировка сиденья
Рис. 8. Регулировка переднего сиденья.
Устройство багажника
Рис. 9. Багажник кузова (показан со снятым задним буфером):
1 — крышка багажника; 2 — буфер крышки; 3 — замок багажника; 4 — петля; 5 — резиновый уплотнитель крышки; 6 — держатель запасного колеса; 7 — упор замка; 8 — задний брызговик; 9 — стойка.
рычаг открывания капота
Рис. 10. Открывание предохранительного крючка капота.

Сиденья — пружинные. Переднее сиденье регулируется. Для передвижения сиденья назад необходимо сесть на него (рис. 8), приподнять рукоятку с левой стороны сиденья и, отталкиваясь от пола кузова ногами, отодвинуть сиденье до нужного положения.
Вперед сиденье перемещается возвратной пружиной, для чего также следует поднять рукоятку. Подушка и спинка переднего сиденья имеют общий каркас и потому неразъемны. Для снятия их надо отвернуть восемь гаек (по четыре гайки с каждой стороны), крепящих регулировочные салазки к полу кузова, и через переднюю дверь вынуть сиденье вместе с салазками.

Подушка заднего сиденья снимается отдельно от спинки, для чего нужно отвернуть пять винтов, крепящих подушку к каркасу. Спинка заднего сиденья несъемная. Она закреплена тремя болтами со стороны багажника. Багажник (рис. 9) имеет два отделения: нижнее — для запасного колеса и шоферского инструмента и верхнее — для багажа пассажиров. Багажник закрывается крышкой и запирается ключом. Стойка, удерживающая крышку багажника, раздвижная.

Капот выполнен в виде крышки, навешенной на передке кузова. Для облегчения открывания капота к его шарнирам крепятся две пружины. В открытом положении капот удерживается откидной подпоркой, находящейся с его правой стороны. Капот запирается замком, укрепленным на колпаке облицовки радиатора. Замок капота отпирается рукояткой, находящейся под щитом приборов, около правой двери. Капот имеет предохранитель в виде крючка, расположенного в его передней части (рис. 10). Предохранитель не дает возможности капоту открыться на ходу, если при его закрывании замок не был заперт. Рукоятка соединена с замком посредством троса, заключенного в оболочку. Для открывания капота рукоятку следует вытянуть на себя, а затем, освободив предохранитель (см. рис. 10), руками поднять капот кверху. Рукоятку замка после его отпирания нужно вернуть в переднее положение, так как пружина замка этого сделать не может, и при закрывании капот останется незапертым. Оболочку троса замка капота надо смазывать снаружи смазкой ЛП (см. ниже). Смазка проходит между витками оболочки и смазывает трос, что предохраняет его от ржавления.

Тент автомобиля «кабриолет» изготовлен из сдвоенной прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Спереди к тенту прикреплен деревянный лобовой брус, закрепляемый на верхней полке рамки ветрового стекла двумя защелками. Тент расправляется с помощью пяти дуг. Три из них вставляются в гнезда в корпусе кузова, а две (задние) укреплены на шарнирных боковых брусьях. Боковые части тента расправляются посредством подложенных под них ватников. В задней части тента укреплено окно со стеклом «сталинит».
Опускание и укладку тента производят в следующем порядке. Отстегивают две передние кнопки и запоры лобового бруса; вынимают из отверстий первую дугу тента и кладут брус за вторую дугу, затем вынимают вторую и третью дуги и перекладывают брус дальше.
После этого отстегивают боковые кнопки тента, укладывают рамку заднего окна на полке задка, раскладывают тент по крыше багажника, складывают три передние дуги в пучок концами вперед и кладут боковой брус так, чтобы его края опирались на боковые брусья дуги № 4.
Далее закрывают тентом сверху брус и дуги, а оставшуюся часть тента заправляют под лобовой брус. Сбоку тент должен закрывать деревянные брусья дуги № 4. Тент затягивают сверху ремнем и закрывают чехлом.

Таблица смазки кузова
№№ точекНаименование точекКоли-чество точекОперация
1Штырь капота1Стержень штыря смазывать легкопроникающей смазкой, а конец штыря — смазочным карандашом через 6000 км.
2Предохранительный крючок капота1Крючок смазывать смазочным карандашом через 6000 км, а ось крючка — легкопроникающей смазкой.
3Уплотнительная резиновая прокладка капота1Протирать графитовой пудрой через 6000 км
4Петли капота2Смазывать легкопроникающей смазкой через 6000 км
5Защелка замка капота 1То же
6Замок двери4Повернуть рукоятку двери на себя, пустить несколько капель легкопроникающей смазки в щель для смазки механизма замка. Смазывать через 6000 км
7Цилиндр выключателя замка2Припудрить порошкообразным графитом через 6000 км
8Направляющий шип двери4Смазывать через 6000 км смазочным карандашом
9Язык замка двери4Смазывать через 1000 км смазочным карандашом
10Сухари гнезда направляющего шипа двери4Смазывать через 6000 км смазочным карандашом
11Защелка замка двери4Смазывать через 1000 км смазочным карандашом
12Салазки переднего сиденья1Протирать тряпкой, пропитанной солидолом, один раз в год
13Петли дверей8Смазывать оси петель легкопроникающей смазкой через 6000 км, а если необходимо, то чаще
14Шарнир ограничителя хода двери4Смазывать ось легкопроникающей смазкой через 6000 км
15Резиновый буфер ограничителя хода двери4Смазывать один раз в год касторовым маслом, затем припудривать порошком графита. Для смазки вскрывать часть обшивки двери
16Резиновый уплотнитель двери4Протирать графитовой пудрой через 6000 км
17Скоба замка багажника1Смазывать через 6000 км смазочным карандашом
18Кулачок подпорки крышки багажника1Смазывать через 6000 км легкопроникающей смазкой
19Стойка подпорки крышки багажника1 Смазывать через 6000 км смазочным карандашом
20Ось стойки подпорки крышки багажника1 Ось стойки смазывать легкопроникающей смазкой через 6000 км
21Резиновый уплотнитель багажника1Протирать графитовой пудрой крышки через 6000 км
22Резиновый буфер крышки багажника2То же
23Замок багажника1Смазывать через 1000 км язычок замка смазочным карандашом. Через 6000 км смазывать замок изнутри крышки легкопроникающей смазкой
24Цилиндр замка багажника1Припудрить графитовым порошком через 6000 км

Уход за кузовом заключается в поддержании чистоты обивки, в уходе за окрашенными и хромированными поверхностями, в смене или регулировке неисправных механизмов и смазке петель дверей, замков и т. п.
Жирные и масляные пятна на обивке удаляются чистой тряпкой, смоченной в четыреххлористом углероде, эфире или авиационном бензине.

Часть автомобилей М-20 «Победа» (например, такси «кабриолет») имеет обивку кузова из искусственной кожи — текстовинита, представляющего собой полихлорвиниловое покрытие на тканевой основе. Текстовинитом обтянуты также подлокотники всех остальных автомобилей М-20. Это покрытие обладает высокой прочностью, устойчивостью к влаге, бензину, керосину, маслу и кислоте.
Текстовинит необходимо систематически (не менее одного раза в 10 дней) мыть водой или мыльным раствором с помощью мягкой волосяной щетки. После этого текстовинит следует насухо протирать чистой тряпкой. При таком уходе обивка надолго сохраняет свой цвет, остается эластичной и не теряет блеска.

Карта смазки
Рис. 11. Карта смазки кузова:
ЛП — легкопроникающая смазка (состав: концентрат коллоидального графита в минеральном масле — 60%, уайт-спирит — 40%); СК — смазочный карандаш (состав: натурального воска — 30%, парафина — 60%, графита П — 10%; смазочный карандаш приготовляется отливкой в форму); ГП — графитная пудра (порошок графита П); С — солидол.
Механизмы и детали кузова необходимо смазывать во избежание заедания, быстрого износа, ржавления и появления скрипа. Места, подлежащие смазке, указаны на карте смазки кузова (рис. 11). Резиновые уплотнители проемов передних и задних дверей, в случае необходимости, следует подклеивать к месту клеем № 88 или № 61.

Уход за окраской автомобиля М-20 «Победа» ничем не отличается от ухода за окраской других легковых автомобилей.





Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[270]