Первые всесоюзные соревнования по автомобильному спорту
Д. ВЕЛИКАНОВ

Для подведения итогов работы спортивных организаций, популяризации автомобильного спорта и выявления лучших автоспортсменов в августе 1950 г. Комитетом по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР были впервые проведены соревнования по автомобильному спорту на лично-командное первенство Советского Союза.

Победа с удлиненным кузовом обтекаемой формы
Автомобиль “Победа” с удлиненным кузовом обтекаемой формы, специально изготовленным на Горьковском автозаводе им. Молотова для участия в соревнованиях.

В программу соревнований также входило установление рекордов на дистанции в 50, 100 и 300 км со стартом с места и заезды на установление всесоюзных достижений на скорость прохождения дистанции в 1 км со стартом с хода и с места.

Соревнования проводились в Москве на участке Минского шоссе между 23-м и 173-м км. К участию в командном первенстве допускались автомобили в классах до 1200 и 2500 см³, которые соответствуют двум маркам отечественных автомобилей: “Москвич” (1070 см³) и М-20 “Победа” (2120 см³). Каждая команда состояла из трех автомобилей одного класса. К участию в личном первенстве допускались автомобили всех классов.

Для того чтобы участники соревнований имели возможность широко проявить творческую инициативу и изобретательность, разрешалось вносить в автомобили любые конструктивные изменения. Ограничения были установлены лишь в отношении тех элементов, от которых зависит безопасность проведения соревнований.

В соревновании участвовало 47 автомобилей трех классов от шести городов Советского Союза — Москвы, Киева, Минска, Ленинграда, Горького и Харькова.

В составе команд городов участвовали автомобили 1-го, 5-го, 6-го и 7-го таксомоторных парков г. Москвы, 1-го и 2-го таксомоторных парков г. Ленинграда, таксомоторного парка г. Киева, Горьковского автозавода им. Молотова, Московского завода малолитражных автомобилей, автобаз Совета Министров СССР и Совета Министров УССР, а также автомобили спортивных обществ и индивидуальных владельцев.

Участники соревнований уделили много внимания приспособлению конструкций стандартных автомобилей “Победа” и “Москвич” к длительному скоростному режиму движения. При этом был широко использован опыт ряда скоростных шоссейных соревнований этих автомобилей в 1949–1950 гг.

В классе автомобилей с рабочим объемом цилиндров до 2500 см³ были три автомобиля “Победа”, двигатели которых оборудованы компрессорами. Стандартный рабочий объем цилиндров двигателей на некоторых автомобилях был увеличен путем их расточки и замены поршней и колец в пределах, допускаемых для данного класса автомобилей. Так, на трех автомобилях “Победа”, подготовленных Горьковским автозаводом, рабочий объем цилиндров был повышен с 2120 см³ до 2490 см³ и на двух автомобилях автобазы Совета Министров СССР до 2320 см³. На четырех автомобилях “Москвич”, подготовленных Московским заводом малолитражных автомобилей, рабочий объем цилиндров был увеличен с 1070 см³ до 1190 см³.

Степень сжатия у большинства двигателей была повышена до 7,5:1 и даже до 8,2:1 (у двигателей автомобилей “Победа”).

С целью улучшения наполнения цилиндров рабочей смесью на некоторых автомобилях “Победа” были, установлены по два карбюратора К-22, каждый из которых питал одну пару цилиндров. На всех автомобилях Горьковского автозавода всасывающие трубопроводы обоих карбюраторов были соединены между собой уравнительной трубой. Улучшение наполнения цилиндров на большинстве автомобилей “Победа” и “Москвич” достигалось путем подачи воздуха к карбюратору через специальные раструбы с использованием напора встречного потока воздуха. На некоторых автомобилях раструбы выводились наружу через специальные отверстия в капоте двигателя, на других использовались отверстия фар.
Глушители на всех автомобилях были заменены укороченной трубой типа мегафон, не оказывающей сопротивления выхлопу. Для предохранения масла в двигателях от перегрева на всех автомобилях были внесены изменения в систему смазки: дополнительно установлены масляные радиаторы типа ГАЗ-51, или увеличена емкость картера двигателя на 3–4 л. На некоторых автомобилях были устроены специальные охлаждающие ребра на картере двигателя. Добавление масла в картер на ходу автомобиля осуществлялось из специального бачка с места помощника водителя.

Термостаты систем охлаждения двигателей “Победа” были удалены у большинства автомобилей, емкость системы охлаждения увеличена, а на некоторых автомобилях установлены дополнительные радиаторы.

Двигатели двух автомобилей “Победа” автобазы Совета Министров СССР имели по одной дополнительной свече зажигания в каждом цилиндре.

Передаточное отношение в силовой передаче на большинстве автомобилей “Победа” было уменьшено. На трех автомобилях Горьковского автозавода передаточное отношение в заднем мосту было 3,09:1, вместо стандартного 5,125:1. На многих автомобилях “Победа” применялись главные передачи 3,78:1 и 4,44:1.

Конструкция карданных валов автомобилей Горьковского завода подверглась изменению путем установки промежуточного вала на специальной опоре.

На ведущих колесах некоторых автомобилей были установлены шины увеличенного размера: 7,00–16 и 7,50–16 (“Победа”) и 6,00–16 (“Москвич”). На многих автомобилях “Победа” применены шины, специально изготовленные Ярославским шинным заводом для скоростных соревнований, в которых по рекомендации Научно-исследовательского института шинной промышленности внутреннее давление было повышено до 4 атм.

Много внимания участники соревнования уделили уменьшению сопротивления воздуха при движении автомобиля. Так, на одном автомобиле Горьковского автозавода был установлен специально изготовленный удлиненный кузов обтекаемой формы, а на двух других двухдверные кузовы, высота которых была понижена по сравнению со стандартной на 160 мм. Семь автомобилей имели специальные обтекатели над капотом из плексигласа. Для улучшения обтекаемости на отдельных автомобилях применялись щитки на вырезах колес в задних крыльях, обтекатели задней части кузова и т. п.

В заездах на дистанцию в 1 км, проведенных 2-го августа, приняли участие 17 автомобилей. Лучший результат в классе автомобилей с рабочим объемом до 2500 см³ показал водитель М. Метелев с механиком В. Родионовым на автомобиле со специальным кузовом обтекаемой формы, подготовленным Горьковским автозаводом. Они достигли скорости на 1 км с хода 158,38 км/час и с места 87,39 км/час.

Победа с удлиненным кузовом обтекаемой формы Победа с удлиненным кузовом обтекаемой формы
Победители соревнований: водитель М. Метелев (справа) и механик В. Родионов, показавшие наибольшую скорость на автомобиле “Победа” с кузовом удлиненной формы. Победители соревнований по классу автомобилей до 1200 см³ водитель Л. Гивартовский (справа) и механик А. Кокорев, занявшие первое место.

В классе автомобилей до 1200 см³ лучший результат показал водитель М. Турков с механиком Е. Глазовым (Московский завод малолитражных автомобилей), которые прошли 1 км с хода со скоростью 113,815 км/час и с места — 75,981 км/час.

В связи с тем, что заезды на дистанцию в 1 км в классах автомобилей до 2500 см³ и до 1200 см³ регистрировались в СССР впервые, полученные результаты были зарегистрированы в качестве всесоюзных достижений.
Основные соревнования на дистанцию в 300 км были проведены 9 августа. Соревнованиям предшествовала большая подготовительная работа, которая со стояла из: осмотра трассы, принятия необходимых мер для обеспечения надлежащего состояния дороги и мостов, охраны дистанции в 150 км, предварительного технического осмотра автомобилей и организации тренировочных заездов для ознакомления гонщиков с трассой. Все это давало возможность одновременного движения на указанной дистанции в двух направлениях 47 автомобилей со скоростями, значительно превышающими расчетную скорость.

Старт был раздельный, т. е. автомобили отправлялись по одному каждую минуту, в порядке гоночных номеров. Во время соревнований на отдельных участках дистанции проходили дожди, требовавшие повышенной осторожности и, в некоторых случаях, снижения скорости движения.

Наиболее высокую скорость в этих соревнованиях показал также водитель М. Метелев с механиком В. Родионовым на автомобиле со специальным кузовом обтекаемой формы, который прошел дистанции: в 50 км со скоростью 159,921 км/час, в 150 км со скоростью 161,210 км/час и всю дистанцию в 300 км со средней скоростью в 147,221 км/час.
Второе место в классе автомобилей до 2500 см³ занял водитель Н. Сорокин с механиком А. Шалашовым, прошедший дистанцию в 300 км со скоростью 146,551 км/час, а третье место — водитель К. Никишин с механиком Е. Беляевым, показавший скорость 141,82 км/час. Эти автомобили были также подготовлены Горьковским автозаводом.
Таким образом, в классе автомобилей до 2500 см³ первенство в соревнованиях завоевала команда Горьковского автозавода им. Молотова, выступавшая от ДСО «Торпедо». М. Метелеву присвоено звание чемпиона СССР по автоспорту на 1950 г.

В классе автомобилей до 1200 см³ наиболее высокая скорость была достигнута водителем Л. Гивартовским с механиком А. Кокоревым (Московский завод малолитражных автомобилей), которые прошли 300 км со скоростью 114,224 км/час. На этом же автомобиле был установлен всесоюзный рекорд скорости на дистанции в 100 км — 116,754 км/час.

Второе и третье место в этом классе было также занято автомобилями, подготовленными Московским заводом малолитражных автомобилей (водители М. Турков и Б. Качигин и механики Е. Глазов и Н. Шкалданов). Одновременно тов. Качигиным установлен новый всесоюзный рекорд скорости на дистанции в 50 км — 114,744 км/час.

Первенство в соревнованиях в классе автомобилей до 1200 см³ завоевала команда Московского завода малолитражных автомобилей, выступавшая от ДСО «Торпедо». Водителю т. Гивартовскому присвоено звание чемпиона СССР по автоспорту за 1950 г.

В классе автомобилей до 350 см³ водителем П. Барановым на автомобиле «Звезда 3» установлен новый рекорд скорости на дистанции в 50 км — 119,774 км/час.

Всего в соревнованиях на первенство Советского Союза по автоспорту установлено шесть новых всесоюзных рекордов и четыре всесоюзных достижения, что является большим успехом советских автоспортсменов. В таблице приведены результаты автомобильных соревнований в 1949 — 1950 гг.

ГодДистанция, кмАвтомобилиГонщики и механикиСкорость, км/час
МаркаСпортивный
класс
(раб. объем двиг. в см³)
19491342“Победа”до 2500М. Метелев Г. Ширшов103,9
19491000“Победа”до 2500С. Волхонский И. Галанин103,093
19491000“Москвич”до 1200Л. Гивартовский М. Турков83,810
1949500“Победа”до 2500А. Кондратьев Н. Сорокин107,347
1949500“Победа”до 2500А. Подкутов П. Горлов131,061
1949500“Москвич”до 1200Л. Гришук Н. Шкалданов82,4
1950300“Победа”до 2500М. Мозгунов Б. Бапчихин134,629
1950300“Победа”до 2500М. Метелев В. Родионов147,221
1949124“Победа”до 2500Г. Читьян Г. Хотулев110,9
1949100“Победа”до 2500А. Подкутов П. Горлов132,832
1949100“Москвич”до 1200А. Глебов А. Давыдов92,716
1950100“Победа”до 2500А. Понизовкин Е. Карев152,277
1950100“Победа”до 2500М. Метелев В. Родионов161,211
1949100“Москвич”до 1200А. Глебов Н. 3атулин97,929
1949100“Москвич”до 1200Л. Гивартовский Б. Качигин115,392
1950100“Москвич”до 1200Л. Гивартовский А. Кокорев116,754
195050“Победа”до 2500А. Понизовкин Е. Карев147,046
195050“Победа”до 2500А. Понизовкин Е. Карев148,888
195050“Победа”до 2500М. Метелев Б. Родионов159,920
195050“Москвич”до 1200А. Гнусарев П. Тебенко96,092
195050“Москвич”до 1200М. Турков М. Куликов114,269
195050“Москвич”до 1200Б. Качигин Н. Шкалданов114,744

Проведенные соревнования позволяют сделать следующие выводы.
  1. Достижение успеха в соревнованиях в большой степени зависит от материально-технической базы, которой располагают автоспортсмены для подготовки автомобилей к соревнованиям. Для успешного развития массового автомобильного спорта необходимо, чтобы автоклубы и автотранспортные предприятия уделяли надлежащее внимание подготовке автомобилей к соревнованиям.
  2. Достигнутые советскими автоспортсменами высокие скорости движения значительно превышают расчетные скорости, для которых строятся автомобильные дороги. Проведение автомобильных скоростных соревнований на дорогах общего пользования не безопасно. Необходимо ускорить сооружение автодрома и специальной дороги для проведения соревнований и различных испытаний автомобилей. Отсутствие автодрома и специальной дороги является тормозом в развитии автоспорта.
  3. Свечи зажигания, изготовляемые промышленностью, не обеспечивают надежной работы автомобильного двигателя на высоких тепловых режимах при скоростных соревнованиях. Вышедшие на трассу три автомобиля “Победа”, двигатели которых были оборудованы компрессорами, вынуждены были отказаться от дальнейшего участия в соревнованиях вследствие перегрева свечей, несмотря на то, что свечи были специально изготовлены для соревнований на заводе АТЭ-2. Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР должно организовать производство более высококачественных и надежных свечей зажигания.
  4. Высокие скорости, достигнутые в соревнованиях, значительно превышают максимальные скорости стандартных автомобилей, предусматриваемых их техническими характеристиками. Безопасное движение при таких скоростях требует применения специальных шин — высококачественных и надежных. Шины, изготовленные для соревнований, при рекомендованном для них повышенном давлении до 4 атм. снижают устойчивость автомобиля на дороге. Необходимо обеспечить изготовление для скоростных соревнований таких шин, применение которых не снижало бы устойчивости автомобиля.




Случайное фото:
Смотри также:
Гоночные машины
Страница подготовлена по материалам:
[270]