Осенний автомобильный кросс
Д. ВЕЛИКАНОВ

Автомобильные кроссы в труднопроходимых дорожных условиях являются одним из наиболее сложных видов спортивных соревнований.
Для участия в кроссе от водителя требуется исключительно высокое мастерство вождения автомобиля в самых разнообразных условиях, быстрая ориентировка в преодолении труднопроходимых участков пути, а также большая физическая выносливость.
Особенно трудными и в то же время интересными являются кроссы, проводимые в плохую погоду по размокшему грунту. Именно такая погода была з Москве в день проведения кросса — 20 ноября 1949 г.

Преодоление брода
Автомобиль «Победа» № 20 — победитель по классу легковых автомобилей — преодолевает брод.
Фото В. Довгялло.

Кросс был организован Московским центральным автомотоклубом. В нем приняли участие автомобили 19 автохозяйств Москвы. Всего в кроссе участвовало 62 автомобиля, в том числе: 12 автомобилей ЗИС-150, 4 ЗИС-5 (в том числе один газогенераторный), 14 ГАЗ-51 (в том числе один газобаллонный), 11 ГАЗ-ММ, 18 ГАЗ-М-20 «Победа» и 3 автомобиля «Москвич».

Проселки
Автомобиль «Москвич» успешно преодолевает один из бродов на маршруте кросса.
Фото Б. Пушкина.
Участие в кроссе автомобилей шести марок придавало ему большой технический интерес. Была возможность наглядно сопоставить качества проходи-мостя и выносливости автомобилей.
Крутой спуск
На крутом спуске в овраг.
Фото В. Довгялло.

Участвовавшие в кроссе грузовые автомобили были загружены балластом из такого расчета, чтобы полный вес их составлял: ЗИС-150 — 7000 кг, ЗИС-5 — 5350 кг, ГАЗ-51 — 4600 кг, ГАЗ-ММ — 2900 кг. Контрольное взвешивание всех автомобилей было проведено перед началом кросса, причем отклонение от установленной нормы допускалось не более чем на 50 кг.
Во время кросса всем участникам соревнования разрешалось применять любые приспособления и средства, повышающие проходимость автомобилей.
Старт кроссу был дан в 12 час. в поле у деревни Филино (23-й километр Ленинградского шоссе). Маршрут был объявлен водителям только на старте. Задача каждого участника кросса заключалась в том, чтобы пройти в минимальное время дистанцию в 67,2 км, состоящую из двух замкнутых кругов по одному и тому же маршруту. Зачет результатов проводился как личный, так и командный (по трем автомобилям команды).

Автомобили со старта выпускались тремя группами через каждые 10 минут: первыми легковые автомобили, затем автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-ММ и последними ЗИС-150 и ЗИС-5.

ЗИС-150
Победители кросса по классу автомобилей ЗИС-150. Водитель В. Неровнов (слева) и механик А. Корсаков.
фото ГАЗ-51
Победители кросса по классу автомобилей ГАЗ-51. Водитель А. Слепушкин (слева) и механик А. Гусев.
Класс легковых автомобилей
Победители кросса по классу легковых автомобилей. Водитель М. Мозгунов (слева) и механик В. Орлов.

В маршрут кросса входили участки обычных грунтовых дорог, участки заболоченных лесных грунтовых дорог, крутые подъемы и спуски при переезде оврагов, песчаные и глинистые участки, переезды через броды глубиной до 0,4 м. На маршруте была установлена сеть контрольных пунктов, где представители судейской коллегии отмечали проходящие автомобили. Соревнование между участниками кросса, начиная от самого старта, приняло острый характер. Каждый хотел первым пройти участок поля и раньше других вырваться на дорогу, с тем чтобы свести к минимуму необходимость обгонов в дальнейшем. Не менее остро водители соревновались по прохождению участков лесной дороги, на которых каждый стремился прорваться вперед и миновать застрявшие автомобили, разыскивая проезды прямо по лесу.
Наибольшее количество зрителей скопилось у брода на контрольном пункте № 7, которому предшествовал крутой спуск и участок песчаной дороги. Первые автомобили легко преодолели этот овраг. Однако последующим приходилось проходить все более углублявшуюся колею в песке и глинистый выезд из брода, что вызывало застревания автомобилей. Особенно тяжело приходилось легковым автомобилям «Москвич» и «Победа», все же с честью выдержавшим это испытание.

В 14 час. 24 мин. 47 сек. первым прибыл на финиш автомобиль ГАЗ-51 автобазы Академии наук СССР. Автомобиль, управляемый водителем А. Слепушкиным (механик А. Гусев), прошел всю дистанцию кросса со средней скоростью 30 км/час.
Вслед за первым автомобилем финишировал автомобиль ГАЗ-51 3-й автобазы Министерства внутренних дел СССР (водитель И. Алексеев, механик А. Щербаков), показавший скорость 29,8 км/час.
Через полчаса, в 15 час. 07 мин. 43 сек., к финишу прибыл первый автомобиль ЗИС-150 из 5-й автобазы Управления грузового автотранспорта Моссовета (водитель В. Неровнов, механик А. Корсаков), прошедший всю дистанцию кросса с наиболее высокой скоростью среди автомобилей ЗИС — 24 км/час.
Легковые автомобили в самом начале кросса сбились с пути и лишь некоторые из них, вернувшись на маршрут, продолжали участие в кроссе, потеряв преимущество проходить первыми трудные участки маршрута. Несмотря на это, в 15 час. 02 мин. 23 сек. первым среди легковых автомобилей финишировал автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа» (пробеговый №20) — водитель М. Мозгунов, механик В. Орлов.
С большим успехом преодолели все препятствия кросса три участвовавших в соревнованиях автомобиля «Москвич» Московского завода малолитражных автомобилей. Водителями и механиками на этих автомобилях были опытные автомобилисты, участники большого весеннего пробега автомобилей «Москвич» и автомобильных гонок 1949 г. Л. Гивартовский, М. Куликов, М. Турков, А. Грищук, Б. Качиган и Н. Шкалданов.
Автомобили «Москвич» завоевали командное первенство кросса по легковым автомобилям.
По грузовым автомобилям командное первенство завоевали автомобили автобазы Академии наук СССР, транспортной конторы ВСХВ, автобазы треста хлебопечения, 3-го таксомоторного парка, 3-й и 2-й автобаз Управления грузового автотранспорта Моссовета, 3-й автобазы Метростроя.
Кросс прошел с большим спортивным и техническим интересом и показал высокую проходимость советских автомобилей и мастерство водителей.

Грунтовая дорога
На полевой грунтовой дороге.
Фото В. Довгялло.




Случайное фото:
Страница подготовлена по материалам:
[270]