Ленинград - Москва - Ленинград. 1957 г.
Водители вели машины по заранее разработанному Графику. По условиям безостановочного пробега экипажи проходили километр за одну минуту. Когда участники финишировали в столице, лучшие результаты имел экипаж, возглавляемый летчиком С. Мартьяновым. На втором этапе он вновь продемонстрировал высокое мастерство вождения автомобиля и закрепил свой успех.
Участникам пришлось вести гонку в трудных метеорологических условиях. Мокрое шоссе и ремонт на отдельных участках дороги затрудняли движение. Большинство экипажей сказалось хорошо подготовленным.
Досаафовцы проявили хорошую инициативу, организовав интересные соревнования. Гонки на регулярность хода и экономию горючего следует проводить и в дальнейшем.
"Смена", №184 (9015) от 7 августа 1957 г.
Так началось впервые проводимое в Ленинграде соревнование автомобилистов, "ралли". посвященное VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. "Ралли" - не гонки на скорость, а соревнование на регулярность движения, на мастерство вождения автомобиля, на экономию горючего. Каждый водитель "Победы", член Ленинградского автомотоклуба ДОСААФ, получил твердый график движения. Весь путь длиною 690 километров, разбитый на семь контрольных участков, машины должны были пройти ровно за 690 минут. Сюда входили н две 20-минутные остановки, и возможные задержки на плохих участках дороги. и любые непредвиденные перерывы движения в пути. На контрольных пунктах судьи с секундомерами в руках проверяли регулярность движения на этапах.
Первый и второй водители на каждой машине непрерывно следили в пути за показаниями спидометра, за минутной стрелкой на своих часах, за километровыми столбами. И все же в Тосно первые штрафные очки получили экипажи В. Тихонова и А. Коновалова за прибытие раньше времени - первый на 1 минуту, второй - на две. Но уже в Чудово все машины прошли контрольный пункт точно по графику. Казалось, регулярность движения была налажена.
Но неожиданности подстерегали в пути ленинградских любителей-автомобилистов. Вскоре за Новгородом на крутом повороте машина водителя Г. Любарского завязла в болоте. Следовавшие за ним экипажи, оказывая помощь товарищу, задержались до получаса каждый.
Не так-то просто нагнать такое опоздание! Пришлось повысить среднюю скорость, сократить до минимума стоянку для заправки горючим в Вышнем Волочке. Наконец - Калинин. Почти все машины ликвидировали разрыв в графике. Остается последний этап. Будет ли выдержан экзамен "690 километров за 690 минут"? Особенно волновались два молодежных экипажа пробега: студенты Светлана и Александр Родимовы и их товарищи - студенты Николай Гусев и Николай Ворожейкин на другой машине. Как никак, а Московский фестиваль - это их праздник!
И вот под Москвой - километровый столб "690". Финиш! Ровно через 690 минут после старта в Ленинграде сюда подкатили машины командора пробега летчика С. М. Мартьянова, водителей С. В. Тимашева, С Л. Хубларова и оба молодежных экипажа!
Ряд экипажей не получил в пути ни одного штрафного очка. Как определить первенство? Дополнительный показатель - экономия горючего. Слили из баков бензин и измерили остаток. Оказалось, что экономнее всех расходовал горючее С. М. Мартьянов - в среднем 11,7 литра на 100 километров пути. Ему и присуждено было первое место.
В Москве участники соревнования присутствовали на празднике в Лужниках, посещали национальные концерты участников фестиваля, совершили экскурсию на Всесоюзные сельскохозяйственную и промышленную выставки, а через три дня тронулись в обратный путь.
Т. Евгеньев
/ленинградская пресса от 7 августа 1957 г./
Об истории пробега, кроме материала из статей, знаю, собственно, только то, что на машине 7 в акции участвовали мои дедушка и бабушка - Александр Николаевич и Маргарита Павловна Коноваловы. Их только что купленный "Москвич-402" (в 1962-м его сменила "Волга") был единственным среди "Побед". В то время дедушка (впоследствии - известный конструктор ракет, коллега С.П. Королева) в чине ст. лейтенанта был адъюнктом ЛКВВИА им. Можайского. Вообще, среди участников пробега преобладали военные - летчики и инженеры как раз оттуда.Так, тот самый Любарский, угодивший в болото, был сослуживцем деда. Его песочную "Победу" я наблюдал "вживую" еще в сентябре 2000 года во дворе дома по переулку Декабристов (сейчас - Офицерской улице), где тогда жили сотрудники Академии.
Алексей Петухов
Владелец фотоархива выражает сердечную благодарность
Николаю Калашникову за помощь при сканировании материалов.