Сканы стр. 1 2 3 4 5 6  

«ПОБЕДА»

Николай МОРГУН,
г. Полтава (Украина) Эскизы автора

Много написано об этой прекрасной машине, которая с каждым днем все дальше и дальше уходит в историю. Но не сказать о ней в нашем журнале просто невозможно. Я не буду оригинальным и нового ничего не добавлю — это мог бы сделать человек, принимавший участие в ее создании. Однако, собрав воедино все, что было написано историками нашей автомобильной промышленности и знатоками, попытаюсь показать все известные модификации, что само по себе очень интересно для моделистов и коллекционеров. Ведь собирают же некоторые коллекционеры только Mercedes или Ferrari, так почему же не помочь человеку, решившему собрать модели всех выпускавшихся «Побед».





Конечно же, необходимо начать с истории. Еще только началась Великая Отечественная война, и фашистские войска стояли под Москвой, еще не начали выдавать продукцию перебрасываемые за Урал машиностроительные заводы, еще очень далеко было до изгнания врага с нашей земли, а конструкторы Горьковского автомобильного завода им. Молотова получили правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля среднего класса (зима 1941-1942 гг.). Как и при строительстве всех автомобилей в нашей стране, задание давали партийные руководители, которые рекомендовали в качестве примеров и образцов американские и немецкие машины. Но благодаря таланту, дальновидности и смелости руководства ГАЗа и особенно его главного конструктора А. А. Липгарта была создана новая машина, революционная, как в нашей стране так и за рубежом.

После того как Красная Армия выиграла сражение в Сталинградской битве, стало очевидным — Победа будет за нами! Люди поверили в справедливость этих слов и с удвоенной энергией взялись за создание нового автомобиля. По нескольку раз разбирали и собирали иностранные образцы, брали все лучшее с американских автомобилей, но все же больше внимания обращали на «Опель Капитан» 1939 г. Уже весной 1943 г. по эскизам художника-конструктора (как сейчас сказали бы — дизайнера) Вениамина Самойлова, под руководством ведущего конструктора Юрия Сорочкина было создано несколько гипсовых моделей будущего автомобиля в масштабе 1:5, что явилось новшеством в нашем автомобилестроении. Но отсутствие исследований, одновременное изготовление чертежей, сварочных кондукторов, пресс-форм, оснастки и инструмента, а также то, что завод подвергался массированной бомбардировке привело к некоторым недоработкам, которые выявили уже на первом прототипе, выпущенном 6 ноября 1944 г. Так например, зрительное восприятие объемных элементов постоянного радиуса создавало иллюзию прогнутости передних крыльев. Появились и другие недоработки, которые приходилось устранять по мере их выявления. Но постепенно, шаг за шагом, преодолевая трудности при создании нового, доселе неизведанного, преодолевая консервативные настроения конструкторов и начальников, коллектив создателей машины подготовил опытный образец, который можно было показать в Кремле, а главное — Сталину. От успеха данного показа, принятого как обязательный ритуал того времени, зависела судьба не только самой машины, но и по большому счету ее создателей (я думаю, все помнили случай с КИМ-10, происшедший в 1940 г.). 19 июля 1945 г. смотрины состоялись. Ответ держали: министр среднего машиностроения С. А. Акопов, первый заместитель наркома иностранных дел В. М. Молотов, главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт и другие. Сталин отнесся скептически к ГАЗ-М20, но «добро» на ее производство дал, услышав, что завод сделает машину с четырехцилиндровым двигателем вместо шестицилиндрового на прототипе I, одобрил предложенное название, которое после тяжелой и продолжительной войны было у всех советских людей на устах — «Победа» и произнес: «Невелика победа, но пусть будет «Победа». Не знал «учитель всех народов», что он сильно ошибался. Машина завоевала сердца почти всех видевших ее как у нас в стране, так и за рубежом, а уж те, кто поездил на ней после «полуторок» и «трехтонок», полюбили ее до самозабвения, а некоторые ездят и сейчас!


Теперь рассмотрим этапные изменения, которые вносились в конструкцию. Рассматривать будем в основном внешние изменения, так как коллекционерам и моделистам важны именно они. Таких этапов было четыре (для серийных машин — три, а четвертый — глобальное изменение облика автомобиля — производился в НАМИ в 1948 г., но в серию такая машина не пошла).

Первые «Победы» имели диски колес, похожие на диски «Эмки», боковину крыла, состоящую из двух частей, шильдик с надписью «Завод им. Молотова», установленный по обе стороны на носовой части капота, трехэтажную облицовку радиатора. В 1946 г. была увеличена высота салона над задними сиденьями, усилен кузов, перекомпонован и модернизирован глушитель.

На автомобилях, выпускавшихся после 1 ноября 1949 г., облицовка радиатора стала «двухэтажной», в подвеске появились полуэллиптические рессоры параболического профиля, а с 1940 г. рычаг КПП переместился на рулевую колонку. В 1955 г. автомобиль получил в соответствии с модой того времени новую облицовку радиатора. Кнопка сигнала теперь выпускалась в виде кольца в рулевом колесе, но самое интересное то, что появился радиоприемник — неслыханное новшество в наших автомобилях серийного производства, выпускаемых для рядовых покупателей, была улучшена обивка салона, изменились и передние крылья, изготовленные по новым лекалам, в индексе появилась новая буква. Теперь автомобиль назывался — ГАЗ-М20В.

На базе «Победы» заводом НИИ 21 в г. Бронницы был изготовлен парадный фаэтон, а в 1948 г. — удлиненный вариант (как сейчас сказали бы — стретч), на котором опробовались узлы и агрегаты будущего автомобиля ГАЗ-12 ЗИМ. В 1948 г. в НАМИ художники и конструкторы Ю. А. Долматовский, В. И. Арямов, Л. С. Терентьев изменили облик серийной «Победы»: поставили совершенно другую решетку радиатора, передние сиденья сделали раздельными и более компактными, что позволило переместить вперед задние сиденья, а благодаря этому — увеличить объем багажника и сделать кузов трехобъемным.

Но единственным, действительно, важным вариантом «Победы» был выпускавшийся с 1949 г. кабриолет с брезентовым верхом. Всего сделали более 14 тыс. таких машин. Для обеспечения жесткости кузова конструкторы сохранили боковые стойки и соединяющий их элемент крыши.

В 1950 г. там же под руководством А. Смолина были разработаны спортивные версии «Победы» с разными двигателями (в том числе и 105-сильным с роторным нагнетателем, а в одной из версий машина комплектовалась экспериментальным двигателем НАМИ, у которого выпускные клапаны находились в блоке внизу, а впускные — в алюминиевой головке цилиндров). На автомобилях «Победа-спорт» были выиграны чемпионаты СССР по кольцевым гонкам в 1950, 1955, 1956 гг., а в 1955 г. появилась версия спортивного автомобиля с открытым верхом. Выпускались также ГАЗ-М20А — такси и санитарный; ГАЗ-М20Д — с форсированным двигателем (1956 г.); ГАЗ-М20Г — с шестицилиндровым двигателем; ГАЗ-М20 фургон, ГАЗ-М20 пикап (изготавливались на авторемонтных предприятиях и в таксопарках из списанных машин). В 1954 г. начался серийный выпуск полноприводного автомобиля, где кузов «Победы» базировался на узлах и агрегатах ГАЗ-69 (на этом автомобиле впервые в отечественной практике был установлен омыватель лобового стекла, действовавший от отдельной педали). Этот автомобиль, называвшийся ГАЗ-М72, — первый отечественный комфортабельный внедорожник, прадедушка появившейся намного позже «Нивы». Данный комфортабельный джип отметил даже Н. С. Хрущев и порекомендовал увеличить его выпуск для председателей колхозов как незаменимого помощника в деле созидания на кукурузных просторах.

«Победа» экспортировалась во многие страны Запада, в том числе в Австрию, Финляндию и Бельгию. Была отмечена различными иностранными средствами печати, но самый известный случай, когда английское издание «The Motor», оценивая конструкцию и возможности ГАЗ-М20, отмечало способность автомашины работать на любых дорогах и любом топливе с сохранением эксплуатационных характеристик управляемости как при одном водителе, так и при полной загрузке.

Необходимо заметить, что и правительство оценило труд создателей легендарного автомобиля. В 1949 г. лауреатами Государственной премий СССР стали: А. Липгарт, Н. Мозохин, Г. Харламов, а правительственными наградами были отмечены В. Самойлов, Ю. Сорочкин, Л. Костин, Г. Васерман, А. Кириллов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: ГАЗ-М20 «Победа» — первый советский автомобиль с несущим кузовом понтонного типа, имеющим V-образное лобовое стекло, электрические указатели поворотов, независимую подвеску передних колес, гидравлический привод в тормозной системе, навеску дверей на передних петлях, синхронизаторы в КПП, капот аллигаторного типа, а также и высокий уровень комфорта салона для массового автомобиля. Так что «Победа», действительно, явилась победой советского автомобилестроения послевоенного периода.

 Сканы стр. 1 2 3 4 5 6  




Случайное фото:
Смотри также:
Памяти «Победы»