На этом графике показано изменение средней цены «Побед», продающихся в интернете. Статистика собирается каждый день и обрабатывается по определенному алгоритму. Он определяет явно неадекватные предложения на рынке, а из оставшихся цен вычисляет среднее арифметическое. Конечно, он небезупречен, и в этом первый недостаток итогового “индекса Победы”.

«Победы» в сети попадаются самые разные. От ржавых остовов, без документов и перспектив на восстановление, до идеально отреставрированных коллекционных машин. Разброс цен — от самовывоза до миллионов. Конечно, по-хорошему надо было бы определить хотя бы несколько категорий. К примеру: «донор», «кандидат на реставрацию», «бюджетный вариант», «продукт тюнинга», «отреставрированная машина». Но автоматизировать такое разделение не получится. Поэтому цены усреднены, что не отражает всего разнообразия реальной жизни, и это второй недостаток данного индекса.

Надо не забывать, что в объявлениях о продаже машины цена — это хотелка продавцов, как правило ими подразумевается торг. Сильно завышенные цены приводят к длительному присутствию автомобиля на рынке и, соответственно, влияют на индекс. Адекватные цены, напротив, влияют меньше, т. к. машины по таким ценам быстро находят новых владельцев. И это третий недостаток статистики.

Наконец, некоторые Победы не продаются через интернет, а иные — наоборот, появляются сразу на нескольких сайтах. Не всегда удается определить дубликаты, такие машины программой учитываются дважды или трижды. Наверное, если бы удалось учесть предложение дедушек, не знающих про интернет, или продавцов из глубинки, где с интернетом пока не так хорошо, индекс был бы другой. Не абсолютная репрезентативность — четвертый недостаток исследования.

Можно, конечно, найти и другие аргументы. Суть в том, что если у вас есть Победа, и вы хотите ее продать, то бессмысленно списывать цену с этого графика. Или, если вы хотите ее купить, убалтывать продавца на скидку, аргументируя, что вот, де, на сайте пишут, что Победа стоит столько-то. Нет. Статистика набирается не для этого.

График отражает общие тенденции рынка. Через несколько лет, думаю, он покажет, что Побед становится меньше. Ведь многие машины умирают, их сдают на металл, они ржавеют по дворам. А может быть и наоборот, предложение вырастет, ведь интернет доберется туда, где раньше его не было. Ретро-тема популярна, отрасль олдтаймеров на подъеме. Цена может пойти вверх — большинство машин будет так или иначе доведены до ума, будь то кастом или реставрация. А может и упасть, т. к. появятся более привлекательные ретро автомобили по доступным ценам. Вот это и будем отслеживать на графике.





Случайное фото:
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»