Основные размеры и точные технические данные ФСО Варшава.
Варшава 1957
журнал Мотор Дорожные
испытания
Лобовое стекло автомобиля ФСО Варшава плоское, состоит из двух половинок. С производством гнутого лобового стекла возникли проблемы, потому от старой конструкции решили не отказываться.
ФСО ВАРШАВА
Модель 1957
Автомобиль ФСО Варшава достаточно известен, чтобы приводить здесь его описания. Изменения 1957 года включают только оформление передней части, хромированные детали и молдинги, кольцевую кнопку сигнала, новую эмблему завода и фигурку на капоте, новый выключатель поворотников под рулевым колесом, пепельница на передней панели и двухцветную обивку сидений. Мощность двигателя немного повышена (с 50 до 52 л. с. по стандарту измерений SAE, т. е. без воздушного фильтра, глушителя, генератора и вентилятора охлаждения), также немного улучшена экономичность.
Все эти изменения положительно сказались на автомобиле, однако не изменили значительно его характеристик.
Нижнеклапанный двигатель развивает литровую мощность около 25 л.с./л, что не соответствует уровню современных двигателей (40-45 л.с./л), а солидный вес автомобиля (1360 кг, по сравнению с 1100-1200 кг у современных машин аналогичного класса) объясняют недостаточную динамику машины. Максимальная скорость менее 110 км/ч, т.е. путевая скорость будет в пределах 80-90 км/ч, при современных требованиях к машинам этого класса 110-120 км/ч, что может быть достигнуто только при максимальной скорости порядка 135-150 км/ч.

Отношение веса машины к мощности двигателя влияет на развиваемое ускорение, которое больше характерно для малолитражек класса до 1000см³.
Технический уровень двигателя относительно низкий, что заметно по большому расходу топлива — минимальный расход на скорости около 40 км/ч, и он быстро растет с повышением скорости. В результате средний расход топлива в пределах 11-13 л/100км, причем максимальные цифры соответствуют городскому циклу или движению по шоссе со скоростью свыше 80 км/ч. Стоимость эксплуатации выше, чем у современных машин на 10-20%.

Хорошая эластичность двигателя допускает использование коробки передач с тремя скоростями, которых абсолютно достаточно для обычных условий езды. Длинный рычаг КПП приводит к большой амплитуде движений при переключении передач. Бесшумное переключение передач требует некоторого навыка и выдерживания паузы перед включением повышенной передачи для синхронизации скоростей валов.
Максимальное замедление торможения (около 9 м/с²) требует приложение значительных усилий к педали. В то время, как для других машин достаточно прикладывать усилия около 40 кг, в Варшаве для максимального торможения требуется нажатие с усилием 100 кг.


Два чемодана и сумка — не слишком ли это мало для автомобиля с двухлитровым двигателем образца 1957 года?

Фото: А. Уликовский

Управляемость машины можно оценить как среднюю, передаточное число механизма рулевого управления довольно большое, усилия на руле небольшие. Поведение машины на скоростях до 80 км/ч предсказуемое, но ездить быстрее утомительно из-за шумного двигателя, гула трансмиссии и громыхания кузова. Фары достаточно эффективны для движения ночью, что позволяет использовать скоростные возможности машины в полной мере и в темное время суток.
В условиях бездорожья машина ведет себя превосходно. Из-за большого клиренса Большой все ямы и кочки преодолеваются без труда, а низкую мощность двигателя можно почувствовать только в очень сложных дорожных условиях.

Форма кузова машины несовременна, она скорее характерна для 1946 года, и отличается явно недостаточной площадью остекления. Задний номерной знак выступает за обводы кузова, что совершенно недопустимо для современной машины. Условия для пассажиров вполне комфортные. Подвеска сглаживает все неровности ухабистых дорог. В салоне помещаются 4-5 человек, но сидения в машине такого класса могли бы быть и поудобнее. Вентиляция, отопление и обдув стекол работают весьма эффективно, а вот герметичность кузова оставляет желать лучшего.

Оборудование салона машины скромное, но достаточное.
Лакокрасочное покрытие кузова и хромированные элементы отделки надлежащего качества. Обслуживание автомобиля и уход за ним требуют привычных усилий, однако хорошо бы сократить количество точек смазки передней подвески и улучшить доступ к регулировке клапанов.
Несмотря на очевидные недостатки старой конструкции, Варшава заслужила хорошую репутацию среди автолюбителей благодаря прочности, надежности и проходимости.
ПОДРОБНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
МаркаФСО
МодельВаршава 1957
ИзготовленаФабрика легковых автомобилей, Варшава, Сталинградская аллея, 13
Год производства1957
Тип двигателяКарбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный
Расположение и число цилиндровчетыре, вертикально, в ряд.
Подвеска двигателяЭластичная, в трех точках, на резиновых подушках
Диаметр цилиндра82 мм
Ход поршня100 мм
Отношение хода к диаметру1,22:1
Рабочий объем2120 см³
Степень сжатия6,2:1
Максимальная мощность52 л.с. при 3600 об/мин (по стандарту SAE)
Максимальный крутящий момент12,5 кг·м при 2200 об/мин
Средняя скорость поршня при оборотах максимальной мощности12 м/с
Минимальное потребление топлива265 г/л.с.·ч
Порядок работы цилиндров1 — 2 — 4 — 3
Блок цилиндровотлит из чугуна, выполнен зацело с верхней частью картера
Головка блокаиз легкого сплава, устанавливается на 23 шпильки
Коленчатый валстальной, кованный, статически и динамически сбалансированный, вращается в четырех подшипниках скольжения
Поршниалюминиевого сплава, овальной формы (0,29 мм), оцинкованные, с двумя компрессионными кольцами и двумя маслосъемными
Расположение клапановнижнее, одностороннее, диметр впускных клапанов 39 мм, выпускных — 36 мм, привод распределительного вала через текстолитовую шестерню
Зазор клапанов (в скобках данные для горячего двигателя)впускной клапан — 0,23 (0,20)
выпускной клапан — 0,28 (0,25)
Углы открытия и закрытия клапанов (при зазоре 0,35 мм) 
Открытие впускного клапана9° до н.м.т.
Закрытие впускного клапана51° после в.м.т.
Открытие выпускного клапана47° до в.м.т.
Закрытие выпускного клапана13° после н.м.т.
Угол опережения зажигания4° до в.м.т.
Карбюраторвертикальный, с падающим потоком, К-22-А
Диаметр заслонки32 мм.
Главный жиклер200
Компенсационный жиклер220
Жиклер холостого хода52
Бензиновый насосДиафрагменный, с верхним отстойником, в котором помещен сетчатый фильтр.
Топливный бакРасположен в задней части кузова в полу багажника, емкость 55 л.
Система смазкиКомбинированная — под давлением и разбрызгиванием: подшипники коленчатого и распределительного валов и стержни толкателей смазываются под давлением, остальные детали - разбрызгиванием. Емкость системы включая фильтры - 6 л.
Масляные фильтрыДва: грубой очистки — пластинчатый, тонкой очистки, со сменным фильтрующим элементом
Воздушный фильтринерционно-масляный, сетчатый с глушителем шума всасывания, емкость масла — 0,25л.
Система охлажденияЖидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, емкость 10,5 л. Имеет термостат с температурой открывания 68°C
Электросистема12 В, плюс на массе.
Зажиганиеаккумуляторное, катушка, распределитель с центробежным и вакуумным автоматом
Аккумулятор12 В, 60 А·ч
Свечи зажиганияс резьбой 18 мм: М-12/10 или М12/12 или с калильным числом 175 по шкале фирмы Бош.
Зазор между электродами свечи0,6 — 0,7 мм
Зазор в контактах прерывателя0,35 — 0,45 мм
Приводна задние колеса
Сцеплениеоднодисковое, сухое
Коробка передачтрехскоростная и задний ход, 2 и 3 передачи синхронизированы, вместимость масла 1,6 л.
Передаточные числа коробки1 передача 2,82 : 1
2 передача 1,604 : 1
3 передача 1 : 1
задних ход 3,383 : 1
Карданный валоткрытый, с двумя крестовинами с игольчатыми подшипниками
Задний мостиз трех частей, литой, объем масла 1,1 л.
Главная передачаконические шестерни со спиральным зубом, передаточное число 5,125 : 1 (41:8)
Полуосина ¾ разгруженные
Колесастальные, 4.00 E×16"
Шины6,00×16"
Давление воздухапередние колеса — 2 атм
задние колеса — 2,2 атм
Передняя подвесканезависимая, рычажная, с витыми цилиндрическими пружинами; смонтирована на отъемной поперечине; все шарниры рычагов подвески имеют резьбовые пальцы и втулки
Угол развала колес0°30'
Угол наклона шкворня0°±1°
Угол наклона шкворня вбок6°50'
Схождение колес1,5±3 мм
Задняя подвескана продольных листовых полуэллиптичных рессорах длиной 1300 мм, шириной 45 мм, в чехлах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, объем масла 0,145 л. в каждом
Рулевой механизмглобоидальный червяк с двойным роликом, среднее передаточное отношение 16:1
Наименьший радиус разворота6300 мм
Ножной тормозгидравлический, действующий на все колеса, с педальным приводом.
Ручной тормозмеханический, с приводом на задние колеса, рычаг тормоза расположен под панелью приборов
Диаметр тормозных цилиндровглавного — 32 мм, передних тормозов — 32 мм, задних тормозов — 32 мм, объем тормозной жидкости — 0,4 л.
Диаметр тормозных барабанов280 мм
Ширина тормозных колодок50 мм
Кузовстальной, несущий, закрытый, четырехдверный, с короткой рамой для двигателя
Отопление и вентиляциясвежий воздух, поступающий в кузов через люк вентиляции, фильтруется и подогревает-ся радиатором водяного отопления; в летнее время подача горячей воды выключается; вентиляция осуществляется также опусканием стекол в дверях и поворотом части стекол
Оборудованиепереключатель сигналов поворота на рулевой колонке, кольцевая кнопка сигнала
Количество мест5
Длина4665 мм
Ширина1695 мм
Высота1640 мм
База2700 мм
Колея передних колес1364 мм
Колея задних колес1362 мм
Дорожный просвет200 мм
Вес сухой1360 кг
Вес в снаряженном состоянии1460 кг
Распределение веса по осям для полностью нагруженного автомобиляпередняя 880 кг (48%) задняя 955 кг (52%)
Динамический индекс38 л.с./т
Относительная мощность двигателя25,5 л.с./л
Относительная масса автомобиля к объему двигателя620 кг/л
РЕЗУЛЬТАТЫ ХОДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
Все измерения проводились с полной загрузкой, с двумя или пятью пассажирами, на стандартном бензине (63) и масле. Настройка двигателя — оптимальная для данного топлива: игла главного топливного жиклера открыта на 2¾ оборота, зажигание за 6° до в.м.т.
Атмосферные условия в момент испытаний: сухо, ясно ветер до 2 м/с, температура до 18°C, атмосферное давление до 752 мм.рт.ст.


МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ
Средняя из четырех измерений при 2 пассажирах107,1 км/час
Средняя из четырех измерений при полной нагрузке102,8 км/час
Наилучший полученный результат109,2 км/ч


ДИАПАЗОН СКОРОСТЕЙ НА ПЕРЕДАЧАХ
I передача7 — 43 км/ч
II передача12 — 72 км/ч
III передача28 — 102 км/ч


ВРЕМЯ РАЗГОНА НА ПЕРЕДАЧАХ
II передачаIII передача
с двумя
пассажирами
с полной
нагрузкой
с двумя
пассажирами
с полной
нагрузкой
15 — 45 км/ч6,5 сек8,5 сек
30 — 65 км/ч13,6 сек15,5 сек17,5 сек22,0 сек
45 — 80 км/ч22,5 сек25,0 сек
Диаграмма скоростей приведена ниже


РАСХОД ТОПЛИВА
Город, полная нагрузка, средняя скорость ок.30 км/ч,13 л/100км
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.55 км/ч,10,7 л/100км
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.72 км/ч,11,35 л/100км
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.84 км/ч,13 л/100км
График потребления топлива приведен на рисунке ниже.


ТОРМОЖЕНИЕ
Максимальное замедление для машины с полной нагрузкой со скорости:
30 км/ч,нажатие на педаль ок.30 кгзамедление3,63 м/с²
""50 кг"5,70 м/с²
""75 кг"7,15 м/с²
""100 кг"9,05 м/с²
50 км/ч,нажатие на педаль ок.30 кгзамедление3,15 м/с²
""50 кг"5,12 м/с²
""75 кг"7,00 м/с²
""100 кг"8,15 м/с²
70 км/ч,нажатие на педаль ок.30 кгзамедление3,16 м/с²
""50 кг"5,08 м/с²
""75 кг"7,05 м/с²
""100 кг"7,67 м/с²


ОШИБКА ПОКАЗАНИЙ СПИДОМЕТРА
Скорость
по показаниям
спидометра, км/ч
Реальная
скорость, км/ч
Ошибка, %
20200
30300
4039+2,5
5048+4,0
6057+5,0
7067,5+5,0
8075+6,0
9085+5,5
10094+6,0
106100+6,0
110102+8,0
Ошибка показаний одометра +1%

Дорожные испытания проводили
инженер Ст. Желиховский,
журналист из еженедельника
МОТОР и инженер А. Чиховский
из Института автомобильного
транспорта, при участии
представителей ИТС
в сентябре - октябре
1957 года.

Пятое дополнительное колесо устанавливалось на автомобиле во время дорожных испытаний, проведенных редакцией.
Фото: Ст. Желиховский
Перевод статьи: Bartek Biskupski, редактор: Артем Алексеенко




Случайное фото:
Смотри также:
ФСО Варшава
Страница подготовлена по материалам:
[263]