Основные размеры и точные технические данные ФСО Варшава.
Дорожные испытания | |
Лобовое стекло автомобиля ФСО Варшава плоское, состоит из двух половинок. С производством гнутого лобового стекла возникли проблемы, потому от старой конструкции решили не отказываться. |
ФСО ВАРШАВА
Модель 1957
Автомобиль ФСО Варшава достаточно известен, чтобы приводить здесь его описания. Изменения 1957 года включают только оформление передней части, хромированные детали и молдинги, кольцевую кнопку сигнала, новую эмблему завода и фигурку на капоте, новый выключатель поворотников под рулевым колесом, пепельница на передней панели и двухцветную обивку сидений. Мощность двигателя немного повышена (с 50 до 52 л. с. по стандарту измерений SAE, т. е. без воздушного фильтра, глушителя, генератора и вентилятора охлаждения), также немного улучшена экономичность.Модель 1957
Все эти изменения положительно сказались на автомобиле, однако не изменили значительно его характеристик.
Нижнеклапанный двигатель развивает литровую мощность около 25 л.с./л, что не соответствует уровню современных двигателей (40-45 л.с./л), а солидный вес автомобиля (1360 кг, по сравнению с 1100-1200 кг у современных машин аналогичного класса) объясняют недостаточную динамику машины. Максимальная скорость менее 110 км/ч, т.е. путевая скорость будет в пределах 80-90 км/ч, при современных требованиях к машинам этого класса 110-120 км/ч, что может быть достигнуто только при максимальной скорости порядка 135-150 км/ч.
Отношение веса машины к мощности двигателя влияет на развиваемое ускорение, которое больше характерно для малолитражек класса до 1000см³.
Технический уровень двигателя относительно низкий, что заметно по большому расходу топлива — минимальный расход на скорости около 40 км/ч, и он быстро растет с повышением скорости. В результате средний расход топлива в пределах 11-13 л/100км, причем максимальные цифры соответствуют городскому циклу или движению по шоссе со скоростью свыше 80 км/ч. Стоимость эксплуатации выше, чем у современных машин на 10-20%.
Хорошая эластичность двигателя допускает использование коробки передач с тремя скоростями, которых абсолютно достаточно для обычных условий езды. Длинный рычаг КПП приводит к большой амплитуде движений при переключении передач. Бесшумное переключение передач требует некоторого навыка и выдерживания паузы перед включением повышенной передачи для синхронизации скоростей валов.
Максимальное замедление торможения (около 9 м/с²) требует приложение значительных усилий к педали. В то время, как для других машин достаточно прикладывать усилия около 40 кг, в Варшаве для максимального торможения требуется нажатие с усилием 100 кг.
Два чемодана и сумка — не слишком ли это мало для автомобиля с двухлитровым двигателем образца 1957 года? Фото: А. Уликовский |
В условиях бездорожья машина ведет себя превосходно. Из-за большого клиренса Большой все ямы и кочки преодолеваются без труда, а низкую мощность двигателя можно почувствовать только в очень сложных дорожных условиях.
Форма кузова машины несовременна, она скорее характерна для 1946 года, и отличается явно недостаточной площадью остекления. Задний номерной знак выступает за обводы кузова, что совершенно недопустимо для современной машины. Условия для пассажиров вполне комфортные. Подвеска сглаживает все неровности ухабистых дорог. В салоне помещаются 4-5 человек, но сидения в машине такого класса могли бы быть и поудобнее. Вентиляция, отопление и обдув стекол работают весьма эффективно, а вот герметичность кузова оставляет желать лучшего.
Оборудование салона машины скромное, но достаточное.
Лакокрасочное покрытие кузова и хромированные элементы отделки надлежащего качества. Обслуживание автомобиля и уход за ним требуют привычных усилий, однако хорошо бы сократить количество точек смазки передней подвески и улучшить доступ к регулировке клапанов.
Несмотря на очевидные недостатки старой конструкции, Варшава заслужила хорошую репутацию среди автолюбителей благодаря прочности, надежности и проходимости.
Марка | ФСО |
Модель | Варшава 1957 |
Изготовлена | Фабрика легковых автомобилей, Варшава, Сталинградская аллея, 13 |
Год производства | 1957 |
Тип двигателя | Карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный |
Расположение и число цилиндров | четыре, вертикально, в ряд. |
Подвеска двигателя | Эластичная, в трех точках, на резиновых подушках |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Ход поршня | 100 мм |
Отношение хода к диаметру | 1,22:1 |
Рабочий объем | 2120 см³ |
Степень сжатия | 6,2:1 |
Максимальная мощность | 52 л.с. при 3600 об/мин (по стандарту SAE) |
Максимальный крутящий момент | 12,5 кг·м при 2200 об/мин |
Средняя скорость поршня при оборотах максимальной мощности | 12 м/с |
Минимальное потребление топлива | 265 г/л.с.·ч |
Порядок работы цилиндров | 1 — 2 — 4 — 3 |
Блок цилиндров | отлит из чугуна, выполнен зацело с верхней частью картера |
Головка блока | из легкого сплава, устанавливается на 23 шпильки |
Коленчатый вал | стальной, кованный, статически и динамически сбалансированный, вращается в четырех подшипниках скольжения |
Поршни | алюминиевого сплава, овальной формы (0,29 мм), оцинкованные, с двумя компрессионными кольцами и двумя маслосъемными |
Расположение клапанов | нижнее, одностороннее, диметр впускных клапанов 39 мм, выпускных — 36 мм, привод распределительного вала через текстолитовую шестерню |
Зазор клапанов (в скобках данные для горячего двигателя) | впускной клапан — 0,23 (0,20) выпускной клапан — 0,28 (0,25) |
Углы открытия и закрытия клапанов (при зазоре 0,35 мм) | |
Открытие впускного клапана | 9° до н.м.т. |
Закрытие впускного клапана | 51° после в.м.т. |
Открытие выпускного клапана | 47° до в.м.т. |
Закрытие выпускного клапана | 13° после н.м.т. |
Угол опережения зажигания | 4° до в.м.т. |
Карбюратор | вертикальный, с падающим потоком, К-22-А |
Диаметр заслонки | 32 мм. |
Главный жиклер | 200 |
Компенсационный жиклер | 220 |
Жиклер холостого хода | 52 |
Бензиновый насос | Диафрагменный, с верхним отстойником, в котором помещен сетчатый фильтр. |
Топливный бак | Расположен в задней части кузова в полу багажника, емкость 55 л. |
Система смазки | Комбинированная — под давлением и разбрызгиванием: подшипники коленчатого и распределительного валов и стержни толкателей смазываются под давлением, остальные детали - разбрызгиванием. Емкость системы включая фильтры - 6 л. |
Масляные фильтры | Два: грубой очистки — пластинчатый, тонкой очистки, со сменным фильтрующим элементом |
Воздушный фильтр | инерционно-масляный, сетчатый с глушителем шума всасывания, емкость масла — 0,25л. |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, емкость 10,5 л. Имеет термостат с температурой открывания 68°C |
Электросистема | 12 В, плюс на массе. |
Зажигание | аккумуляторное, катушка, распределитель с центробежным и вакуумным автоматом |
Аккумулятор | 12 В, 60 А·ч |
Свечи зажигания | с резьбой 18 мм: М-12/10 или М12/12 или с калильным числом 175 по шкале фирмы Бош. |
Зазор между электродами свечи | 0,6 — 0,7 мм |
Зазор в контактах прерывателя | 0,35 — 0,45 мм |
Привод | на задние колеса |
Сцепление | однодисковое, сухое |
Коробка передач | трехскоростная и задний ход, 2 и 3 передачи синхронизированы, вместимость масла 1,6 л. |
Передаточные числа коробки | 1 передача 2,82 : 1 2 передача 1,604 : 1 3 передача 1 : 1 задних ход 3,383 : 1 |
Карданный вал | открытый, с двумя крестовинами с игольчатыми подшипниками |
Задний мост | из трех частей, литой, объем масла 1,1 л. |
Главная передача | конические шестерни со спиральным зубом, передаточное число 5,125 : 1 (41:8) |
Полуоси | на ¾ разгруженные |
Колеса | стальные, 4.00 E×16" |
Шины | 6,00×16" |
Давление воздуха | передние колеса — 2 атм задние колеса — 2,2 атм |
Передняя подвеска | независимая, рычажная, с витыми цилиндрическими пружинами; смонтирована на отъемной поперечине; все шарниры рычагов подвески имеют резьбовые пальцы и втулки |
Угол развала колес | 0°30' |
Угол наклона шкворня | 0°±1° |
Угол наклона шкворня вбок | 6°50' |
Схождение колес | 1,5±3 мм |
Задняя подвеска | на продольных листовых полуэллиптичных рессорах длиной 1300 мм, шириной 45 мм, в чехлах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, объем масла 0,145 л. в каждом |
Рулевой механизм | глобоидальный червяк с двойным роликом, среднее передаточное отношение 16:1 |
Наименьший радиус разворота | 6300 мм |
Ножной тормоз | гидравлический, действующий на все колеса, с педальным приводом. |
Ручной тормоз | механический, с приводом на задние колеса, рычаг тормоза расположен под панелью приборов |
Диаметр тормозных цилиндров | главного — 32 мм, передних тормозов — 32 мм, задних тормозов — 32 мм, объем тормозной жидкости — 0,4 л. |
Диаметр тормозных барабанов | 280 мм |
Ширина тормозных колодок | 50 мм |
Кузов | стальной, несущий, закрытый, четырехдверный, с короткой рамой для двигателя |
Отопление и вентиляция | свежий воздух, поступающий в кузов через люк вентиляции, фильтруется и подогревает-ся радиатором водяного отопления; в летнее время подача горячей воды выключается; вентиляция осуществляется также опусканием стекол в дверях и поворотом части стекол |
Оборудование | переключатель сигналов поворота на рулевой колонке, кольцевая кнопка сигнала |
Количество мест | 5 |
Длина | 4665 мм |
Ширина | 1695 мм |
Высота | 1640 мм |
База | 2700 мм |
Колея передних колес | 1364 мм |
Колея задних колес | 1362 мм |
Дорожный просвет | 200 мм |
Вес сухой | 1360 кг |
Вес в снаряженном состоянии | 1460 кг |
Распределение веса по осям для полностью нагруженного автомобиля | передняя 880 кг (48%) задняя 955 кг (52%) |
Динамический индекс | 38 л.с./т |
Относительная мощность двигателя | 25,5 л.с./л |
Относительная масса автомобиля к объему двигателя | 620 кг/л |
Атмосферные условия в момент испытаний: сухо, ясно ветер до 2 м/с, температура до 18°C, атмосферное давление до 752 мм.рт.ст.
Средняя из четырех измерений при 2 пассажирах | 107,1 км/час |
Средняя из четырех измерений при полной нагрузке | 102,8 км/час |
Наилучший полученный результат | 109,2 км/ч |
ДИАПАЗОН СКОРОСТЕЙ НА ПЕРЕДАЧАХ
I передача | 7 — 43 км/ч |
II передача | 12 — 72 км/ч |
III передача | 28 — 102 км/ч |
ВРЕМЯ РАЗГОНА НА ПЕРЕДАЧАХ
II передача | III передача | |||
с двумя пассажирами | с полной нагрузкой | с двумя пассажирами | с полной нагрузкой | |
15 — 45 км/ч | 6,5 сек | 8,5 сек | — | — |
30 — 65 км/ч | 13,6 сек | 15,5 сек | 17,5 сек | 22,0 сек |
45 — 80 км/ч | — | — | 22,5 сек | 25,0 сек |
Диаграмма скоростей приведена ниже |
РАСХОД ТОПЛИВА
Город, полная нагрузка, средняя скорость ок.30 км/ч, | 13 л/100км |
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.55 км/ч, | 10,7 л/100км |
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.72 км/ч, | 11,35 л/100км |
Шоссе, полная нагрузка, средняя скорость ок.84 км/ч, | 13 л/100км |
График потребления топлива приведен на рисунке ниже. |
ТОРМОЖЕНИЕ
Максимальное замедление для машины с полной нагрузкой со скорости:
30 км/ч, | нажатие на педаль ок. | 30 кг | замедление | 3,63 м/с² |
" | " | 50 кг | " | 5,70 м/с² |
" | " | 75 кг | " | 7,15 м/с² |
" | " | 100 кг | " | 9,05 м/с² |
50 км/ч, | нажатие на педаль ок. | 30 кг | замедление | 3,15 м/с² |
" | " | 50 кг | " | 5,12 м/с² |
" | " | 75 кг | " | 7,00 м/с² |
" | " | 100 кг | " | 8,15 м/с² |
70 км/ч, | нажатие на педаль ок. | 30 кг | замедление | 3,16 м/с² |
" | " | 50 кг | " | 5,08 м/с² |
" | " | 75 кг | " | 7,05 м/с² |
" | " | 100 кг | " | 7,67 м/с² |
ОШИБКА ПОКАЗАНИЙ СПИДОМЕТРА
Скорость по показаниям спидометра, км/ч | Реальная скорость, км/ч | Ошибка, % |
20 | 20 | 0 |
30 | 30 | 0 |
40 | 39 | +2,5 |
50 | 48 | +4,0 |
60 | 57 | +5,0 |
70 | 67,5 | +5,0 |
80 | 75 | +6,0 |
90 | 85 | +5,5 |
100 | 94 | +6,0 |
106 | 100 | +6,0 |
110 | 102 | +8,0 |
Дорожные испытания проводили
инженер Ст. Желиховский,
журналист из еженедельника
МОТОР и инженер А. Чиховский
из Института автомобильного
транспорта, при участии
представителей ИТС
в сентябре - октябре
1957 года.
Пятое дополнительное колесо устанавливалось на автомобиле во время дорожных испытаний, проведенных редакцией. |
Фото: Ст. Желиховский |
Перевод статьи: Bartek Biskupski, редактор: Артем Алексеенко