Сканы стр. 1 2 3  

ГЛ-1, первый русский гоночный автомобиль
CAR LIFE преподносит своим читателям первый эксклюзивный отчет о том, как русские втайне конструируют гоночные автомобили и готовят водителей в попытке поднять престиж СССР в автомобильном мире. Его написал один европейский журналист. “Чтобы не подвергать меня опасности, — пишет он в редакцию CAR LIFE, — Пожалуйста, не называйте мое имя. Советы все еще присутствуют в ………”.

Автогонки… за железным занавесом

Россия претендует на мировое лидерство в автогонках. Финансируемые гос.фондами и награждаемые гос.наградами, советские конструкторы гоночных автомобилей и автогонщики задействованы в системе повышения авторитета Советского Союза. Цель русских в автогонках — та же, что и в других видах спорта, в науке и промышленности: “Догнать и перегнать Запад”.

Начав в 1946 году практически с нуля, Советскому Союзу удалось сделать свои гоночные автомобили известными во всем мире менее чем за пять лет. Но и сейчас не прекращается погоня русских за скоростью, как на земле, так и в воздухе.

Зарождение русского автоспорта произошло еще во времена царизма. Первые соревнования проходили недалеко от Санкт-Петербурга (нынешнего Ленинграда) в 1898 году. Как сообщалось, водитель достиг скорости более 15 миль/час на дистанции 25.8 миль.

В 1908 состоялись большие гонки по пересеченной местности протяженностью около 400 миль по дороге из С-Петербурга в Москву. Стартовали 32 машины различных типов.

Русские газеты того времени писали, что машины “мчались по дороге в Москву в клубах пыли, распугивая крестьянских лошадей”. Только 10 автомобилей достигли финиша, остальные либо сломались в дороге, либо безнадежно увязли в глубокой непролазной грязи, характерной для большинства российских дорог.
Все автомобили в гонке Ленинград-Москва были иностранного производства, за исключением нескольких машин, собранных из импортных деталей на Русско-Балтийском заводе в Риге. В России не было автомобильной промышленности вплоть до окончания Первой Мировой войны.

Тем не менее, там было несколько знаменитых русских гонщиков. Один из них, Иванов, в 1913 году достиг скорости 80 миль/час на дистанции 1 км (0.621 миля) на автомобиле Русско-Балтийского завода. Первые Советские “гоночные автомобили” были построены на базе шасси легковых автомобилей ГАЗ-А и М-1. На одном из таких модернизированных легковых автомобилей в 1937 году гонщик Г. Клещев установил новый русский рекорд скорости 88.9 миль/час на дистанции 1 км.

Наконец, в 1939 году Автомобильный Завод им.Молотова в Горьком создал первый русский специально разработанный “гоночный автомобиль” — ГЛ-1. Во время испытаний ГЛ-1 достиг скорости 99.36 миль/час. Затем Завод имени Сталина в Москве сконструировал двухместный “ЗИС-спорт”, использовав основные детали модели “ЗИС-101”. “ЗИС-спорт” показал скорость 100.85 миль/час.

Оглядываясь на довоенное время, современные советские пропагандисты пытаются обратить в достоинство отсутствие мощных специально разработанных гоночных автомобилей. В этой связи, один русский журнал на днях заявил: “За границей в 1930-е годы рекорды устанавливались исключительно за счет использования машин-“метеоров” — специализированных автомобилей, оснащенных авиадвигателями свыше 5000 лошадиных сил. Эти автомобили не имели ничего общего с конструкцией современных автомобилей. Они могли использоваться только для установки рекордов.

А наши (русские) конструкторы проектировали гоночные машины схожими по конструкции с автомобилями серийного производства. Неудивительно, что наши автогонки дали ценные экспериментальные данные нашим автомобильным заводам для совершенствования конструкции советских легковых автомобилей.”

Эта точка зрения совершенно нелепа. Русские легковые автомобили, которые, якобы, так много приобрели благодаря опыту автогонок, сравнимы по своим характеристикам и дизайну с американскими моделями пяти- или шестилетней давности. Между прочим, сейчас русские сами занялись разработкой суперкаров, тех самых, за которые они так осуждали Запад, где работы над такими автомобилями ведутся уже 20 лет.

В 1946 году Управление Спортивных Автомобилей Центрального Научно-Исследовательского Автомобильного и Автомоторного Института (НАМИ) начало разработку гоночных автомобилей серии Звезда, которая привлекла к себе внимание всего мира. Звезда была супер-аэродинамичной. Ширина колеи передних колес была больше, чем задних, что придавало машине заостренную в задней части форму.

В 1952 году Московский гонщик А. Амбросенков привел Звезду М-НАМИ к пяти мировым рекордам. На дистанции в один километр Амбросенков развил скорость 133.26 миль/час, побив рекорд 1951 года, установленный немецким гонщиком. В 100-километровых заездах (62.1 миль) была отмечена средняя скорость Звезды — 95.59 миль/час.

Как сообщалось, на Четвертом Чемпионате СССР по мотоспорту в прошлом году Амбросенков, управляя Звездой класса 500 куб.см., побил новый мировой рекорд — 50 км за 17 минут 2 секунды, что соответствует средней скорости 172.84 километров (около 107.3 миль) в час.

В ноябре 1950 года Б. Никитин из харьковского спортивного клуба “Труд” добился нового советского рекорда в заезде на один километр, показав максимальную скорость 100.73 миль/час. Никитин работал над дальнейшими усовершенствованиями конструкции и в конце 1952 года его “Харьков-6” достиг скорости 126.23 миль/час. Гоночные автомобили “Харьков” были оснащены двигателями обычных серийных машин.

Другой гоночный автомобиль — “Дзержинец”, созданный украинцем И. Помогайбо, появился во время гоночного сезона 1952 года. Этот автомобиль с заднемоторной компоновкой был оснащен форсированным шестицилиндровым двигателем от 2.5-тонного грузовика ГАЗ-51.

Такие изменения позволили увеличить максимальную мощность двигателя с 70 до 140 лошадиных сил и выше. Во время автогонок под Мелитополем в ноябре 1952 года Дзержинец под управлением Помогайбо установил новый рекорд скорости — 143.24 миль/час на дистанции 10 км.

Россия также уделяет некоторое внимание малолитражным гоночным автомобилям. Самым малогабаритным из них является Л-250 (см. иллюстрацию), созданный Е. Лорентом. Его динамические характеристики не публиковались.

Гоночные автомобили, срисованные с русских фотографий

Владимир Никитин усовершенствовал Харьков III, чтобы установить советский рекорд в классе 2500 куб.см. — 125.725 миль/час.


М. Метелев, второй из лучших советских гонщиков, добился высших результатов в 1950 году на гоночной модификации Победы.


По сообщениям, А. Амбросенков установил мировой рекорд в классе 500 куб.см. на гоночном автомобиле Звезда, достигнув 107.3 миль/час на дистанции 50 км.


Гоночный автомобиль молодого гонщика Г. Попова был создан на базе Москвича для рекордных заездов в классе 1100 куб.см.

 Сканы стр. 1 2 3  




Случайное фото:
Средняя цена «Победы» сегодня
354 000 руб.
(количество предложений: 11)
gaz20.spb.ru — победитель конкурса «Золотой сайт»