Сканы стр. 1 2 3 4 |
Победа со сливками
Символ Родины
Как дом поросенка всегда должен быть крепостью, так и советский автомобиль всегда немного напоминал танк. Тем более, что первые автомобили отечественной разработки создавались в предвоенные, военные и послевоенные годы. Отпечаток Великой отечественной лежал на всем. Двигатели были экономичными и привычными к некачественному бензину, кузова отличались простотой линий, а проходимость авто, созданных инженерами Горьковского автомобильного завода, вполне отвечала бесконечному родному бездорожью. Первые отечественные автомобили копировали западные образцы. В частности, ГАЗ М1 был похож на авто заводов Форда. Но уже в конце тридцатых годов были начаты работы над автомобилем, который ничего не копирован, а был собственной разработкой. Война, бомбежки цехов ГАЗа и последовавшая разруха лишь задерживали работу советских конструкторов. Но не могли затормозить ее полностью. За разработкой отечественной модели автомобиля, успехами и неудачами конструкторов следил лично товарищ Сталин. Первый вариант легкового автомобиля представили вождю народов 19 июня 1945 года. Поэтому название «Победа» было как нельзя более кстати.
Автомобиль включал множество новаторских идей и разработок. Аэродинамический кузов — красивый и экономичный одновременно. Форма кузова была еще и практичной — колеса не выступали за крылья, что позволяло машине оставаться относительно чистой даже на грунтовых дорогах. А вполне приличный дорожный просвет позволял на этих же дорогах не вязнуть.
У «Победы», кроме правильной аэродинамики, был стильный дизайн, с хромированной решеткой радиатора. Именно на этом авто впервые были поставлены фонари — «поворотники». Водителю больше не надо было махать из окна руками, сообщая о желании повернуть или притормозить. Плюс багажник. Правда, по мысли конструкторов, предназначался он только для «запаски».
Долгое время не было единого мнения, какой мотор ставить на машину. Выбор был между 6-цилиндровым ГАЗ–11, который завод освоил перед самой войной еще для ГАЗ–11–73, и четырехцилиндровой версией этого мотора. Производство шестерок во время войны было отлажено хорошо — спарки таких двигателей ставились на легкие танки и САУ. Рядная четверка была компактнее и легче, а кроме того, потребляла меньше топлива. Четверку, ввиду ее экономичности, выбрал для серийного производства сам товарищ Сталин.
Постановление о серийном выпуске автомобиля вышло в августе 1945 года. Но ввиду разнообразных трудностей, связанных с нехватками материалов и комплектующих, массовое серийное производство автомобиля началось только в 1949 году.
После всех доработок автомобиль получился добротным, красивым и надежным.
На этих машинах стали ездить офицеры Союзнической миссии в Вене. Машина получила положительные отзывы в Европе.
На родине новый автомобиль был принят с восторгом. Купить её могли немногие — ведь выпускали их в ограниченном количестве. Поэтому поначалу «Победа» доставалась лишь самым почетным гражданам страны — Алексею Стаханову, некоторым Героям Советского Союза, деятелям науки и искусства.
Впоследствии она стала первым массовым автомобилем. Прочность «Победы» была солидной — многие экземпляры до сих пор бегают по дорогам страны, символом которой она когда-то стала.
Реставрация мечты
Ярославскому врачу Алексею Малиновскому автомобиль сталинских времен достался случайно. До этого он водил «Волгу»-24. Но, приехав в Ярославль, решил купить автомобиль особенный. Возиться с техникой Алексей Валентинович любил, поэтому специально искал машину сороковых-пятидесятых годов. Для того чтобы как следует поработать над восстановлением.
— Я два года искал по объявлениям эту машину. Именно потому, что когда-то она была чуть ли не легендарной. «Победа» — олицетворение всего, что было лучшего на тот момент, настоящее достижение. И я ее нашел!
С этой «Победой» предыдущие хозяева обращались весьма человечно. Несмотря на солидный возраст, машина была на ходу, и в очень приличном состоянии. Ну, крыло помято, левый бок. То ли парковались неаккуратно, то ли опрокидывались.
Мата и пота в восстановительные работы было вложено немало. Особенно много сил отняла рихтовка помятых крыльев:
— Вы знаете, какой там сплав шел на эту машину? Это сейчас у нас — «жестянки». А здесь — металл! Как на военную технику…
Кузов делали долго. Кстати, благодарные пациенты очень помогли. Кто словом, кто делом… Салон и кузов удалось сделать на «отлично». «Родные» колеса не нашлись. Старые уже дожили свой век. Зато пациенты нашли колеса от ЗИМа. Им лет сорок, но резина к ним нашлась новая.
А вот движок поставили от «Волги»–24. Просто не дождались, когда найдутся подходящие детали к старому. По закону подлости, нужные детали отыскали именно тогда, когда двигатель от «Волги» был вмонтирован окончательно. Малиновский решил оставить все, как есть. То есть старый движок собран и в порядке. Но в машине оставили пока изделие горьковского автозавода. «Будет время — поменяем», — махнул рукой хозяин. Ходовые качества от такой замены только выиграли.
И все-таки «Победа» из поколения тех машин, хозяева которых в технике разбираться были просто обязаны. Приходилось самостоятельно смазывать, подтягивать винты рулевой трапеции, проверять, не забился ли воздухопровод. Сел за руль — и чувствуешь ее не только «пятой точкой», но и всем телом. Без этого ощущения раритет мало того, что водить сложно, но и сломать можно запросто — проморгать начинающиеся неполадки. Алексей Валентинович чувствует авто, как врач — пациента. Поэтому успешно обходится без поломок уже несколько лет.
«Победа» требует виртуозного знания особенностей механической коробки передач и крепкой мужской руки в управлении на дороге. Гидроусилителей в сталинскую эпоху на гражданские машины не ставили. Зато легко воспринимает низкокачественный бензин, и не боится родного бездорожья. Или дорог — которые от бездорожья сегодня мало отличаются.
Жизнерадостной раскраске машина обязана фамилии владельца:
— Раз я Малиновский — малиновый цвет должен был быть, — считает владелец — но просто красить только в малиновый — слишком мрачно. Поэтому «малину» разбавили «сливками».
Свой автомобиль врач Малиновский водит с гордостью. Сейчас, говорит, таких машин не делают:
— Я в гараж приезжаю, и для соседей-дедов каждый мой приезд — праздник. Это история наша, наша гордость.
Автомобиль радует и молодых. ГИБДД тоже интересуется — останавливают не для того, чтобы оштрафовать, а чтобы как следует расспросить. Малиновский же считает, что традицию автомобилестроения надо продолжать:
— Нельзя называть себя патриотом и ездить на иностранных машинах. В других странах такого практически не бывает. До тех пор пока у нас руководители заводов ВАЗ и ГАЗ катаются на иномарках, российские машины будут хуже.
Беседовала Ирина Бурлуцкая
Сканы стр. 1 2 3 4 |