Сканы стр. 1 2 3 4  

ГАЗ M20 «Победа»

Денис Орлов
Распашные двери, дырчатые диски колес, иное оформление передка — опытный образец «Победы» 1945 года.

ГАЗ М20 «Победа» — первая послевоенная модель Горьковского автозавода имени Молотова. И первый советский серийный автомобиль с несущим кузовом.

Работы над машиной начались в 1943 году сразу после того, как была одержана победа под Сталинградом. По эскизам художника-конструктора Вениамина Самойлова были сделаны гипсовые модели будущего автомобиля в масштабе 1:5, а по наиболее удачной — макет из красного дерева в натуральную величину. Даже после бомбежек летом 1943 года, когда ГАЗ был на грани остановки, работы над новой легковой машиной не прерывались. Первый прототип был готов 6 ноября 1944 года. Потом, когда появилась первая промышленная партия, обнаружился результат спешки — при взгляде на машину казалось, что переднее крыло прогнуто в средней части. На деревянном макете этого видно не было. Дизайнеры столкнулись с малоизученным тогда свойством восприятия — большой участок крыла имел постоянный радиус кривизны, поэтому оно выглядело как прогнутое. На автомобилях более поздних выпусков форму крыла подправили.


Opel Kapitaen 1936 года.

Серийная «Победа» выпуска 1949-1954 гг.

Обновленная «Победа» 1955-1957 годов — ГАЗ М20В.

«Победу»-кабриолет выпускали в 1949-1953 годах.

Конструкция ГАЗ М 20 была результатом тщательного анализа целого ряда предвоенных моделей, преимущественно американских и немецких. Американские автомобили 1941 модельного года имели кузовы понтонного типа, без выступающих наружу подножек.


«Победа»-такси отличалась панелью приборов и окраской

ГАЗ М72 уже не называли «Победой».

Поляки, создав свою «Варшаву», сделали из «Победы» классический седан. Автомобиль имел более совершенный верхнеклапанный двигатель мощностью 70 л. с. С 1951 по 1973 год выпущено 253 тысячи автомобилей.

За счет этого они были шире обычных. Учитывая консервативные вкусы покупателей, дизайнеры не стали делать огромную поверхность боковины сплошной, а сохранили рудименты крыльев и даже подножек. При производстве для этого требовались сложные штампы. Горьковчане обладали скромными по сравнению с заокеанскими коллегами возможностями, к тому же они делали автомобиль меньшего размера. И решились сделать понтонный кузов со сплошной почти плоской боковиной. Методики расчета несущих кузовов в то время у нас еще не существовало. Поэтому за образец взяли кузов немецкого Opel модели Kapitaen. Возможно, поэтому даже оформление передка «Победы» несколько напоминает о дизайне Kapitaen. Перед запуском в производство новые модели обязательно показывали Сталину. Когда этот обычай был случайно нарушен — газетчики преждевременно отрапортовали о начале серийного выпуска малолитражного автомобиля КИМ, — руководство завода было наказано. Новый автомобиль Горьковского автозавода Сталин осматривал 19 июня 1945 года. Машина ему явно не нравилась: с каждым новым доводом разработчиков генералиссимус все больше мрачнел. ГАЗ М20 имел 6-цилиндровый двигатель, как Opel, и Сталин заметил, что в условиях нехватки горючего нужны более экономичные машины. Директор ГАЗа И. Лоскутов тут же сказал, что заводом подготовлен и 4-цилиндровый вариант. И попросил в честь великой победы советского народа назвать автомобиль «Победой». «Невелика победа, но пусть будет “Победа”», — бросил Сталин.

После выпуска 700 первых «Побед» дефекты стали обнаруживаться один за другим.

У машин был неудачный глушитель — он стоял слишком далеко от двигателя, постоянно забивался сажей и неприятно шумел. Кузов оказался непрочным, прогибался. Садились рессоры. А полковники и генералы, поменявшие трофейные лимузины на «Победы», упирались папахами в потолок над задними сиденьями. Сталин был крайне рассержен. Досталось главному конструктору Андрею Липгарту, а Лоскутова сняли с должности. Каким-то чудом удалось уменьшить на 5 см толщину заднего сиденья «Победы». Рассказывают, что очередные смотрины машины начались с вопроса Сталина: «Какой Липгарт? Почему не наказан?». Известный конструктор Борис Фиттерман вспоминал, как Сталин выбрал его, самого высокого из присутствовавших представителей Политбюро и Минавтопрома, и предложил прокатиться вместе на заднем сиденье. Ездили 12 минут. Сталин молчал. Когда вышел, сказал: «Не хорошо, но сойдет». Но выговор с Липгарта не снял.

Как только первые «Победы» появились в Западной Европе — в частности, они возили наших офицеров, работавших в союзнической миссии в Вене в 1951 году, — о машине заговорили. Английский The Motor в 1952 году назвал «Победу» исключительно русским автомобилем — приспособленным для работы на любых дорогах. А автомобильные фирмы тихо, не воздавая «Победе» никаких почестей, начали выпускать машины, очень похожие на нее.

На нее ли одну? Конечно, хочется так думать. Но, повторимся, основные идеи, воплощенные в «Победе», уже применялись ранее. Чехословацкая Tatra, например, серийно выпускала модели 87 и 97 с понтонными кузовами.

Но разрозненные находки так гармонично переплелись в «Победе», что английская фирма Standard не смогла удержаться и просто скопировала ее. «Победу» неоднократно дорабатывали. В 1949 году у машины улучшили привод сцепления, конструкцию рессор в задней подвеске. Увеличили передаточное отношение главной передачи, поставили отопитель. В 1950 году появились «Победы» с синхронизированной коробкой передач (взамен коробки от «Эмки») и тормозами с гидравлическим приводом. В 1955 году автомобиль настолько модернизировали, что сочли возможным присвоить модификации индекс ГАЗ 20В. У «Победы» появился радиоприемник — неслыханное по тем временам стандартное оборудование. Эту машину можно узнать по измененной облицовке радиатора.

В тот же год появилась «Победа»-кабриолет. Складывалась только верхняя часть крыши, а боковины были жесткими: конструкторы опасались ослабить кузов. Более того, ввели в него дополнительные упрочняющие элементы. Но потяжелела машина ненамного — всего на 35 кг. Брезентовый верх отрицательно сказался на аэродинамике. По сравнению с обычной «Победой», благодаря плавно сбегающей крыше обладавшей неплохим Сх — около 0,34, коэффициент намного возрос. Тяжелая «Победа»-седан с не очень мощным двигателем едва могла развить 105 км/ч, у кабриолета же скорость упала до сотни, а расход топлива вырос с 11 до 11,5 л/100 км. Позже, во время освоения целинных и залежных земель, сделали комфортабельный внедорожник М72 — скомбинировав кузов «Победы» с агрегатами ГАЗ–69. Аналогов в мире он тогда не имел.

Всего за 12,5 лет было выпущено 235999 «Побед» (184285 седанов, 14222 кабриолетов и 37492 такси).

 Сканы стр. 1 2 3 4  




Случайное фото: